Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола. Что такое гендерный признак: определение термина, особенности, примеры Что означает gender

Социальные определения "мужественности" и "женственности" и их отличия от биологических половых признаков потребовали введения нового термина - гендера. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими разделять всех людей на две группы - женщин и мужчин - и причислять себя к одной из них.

Формирование гендерной идентичности

С возникновением этого понятия связано становление самосознания и биологическое развитие. В возрасте двух лет дети знают собственный пол, однако не понимают смысла этого знания. Под влиянием ожиданий и примера взрослых они формируют собственные установки и учатся определять пол окружающих по гендерному признаку. Неизменность собственного биологического пола осознается ребенком к семи годам.

Окончательное формирование гендерной идентичности происходит в подростковом возрасте: половое созревание, сопутствующие изменения тела, эротические желания и романтические переживания. Под воздействием перечисленных факторов осваиваются нормы поведения и происходит становление характера в соответствии с представлениями близких и окружающих о мужественности и женственности.

Гендерное равенство

Идея за последние несколько десятилетий получила широкое распространение, породив различные международные документы и отразившись в национальных законах. Под гендерным равенством подразумевают равные права, обязанности и возможности для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Включая доступ к здравоохранению и образованию, рабочим местам, участии в государственном управлении, создании семьи и воспитании детей.

Гендерное неравенство приводит к появлению насилия и дискриминации по гендерному признаку. Женщинам и мужчинам приписывается сценарий сексуального поведения, основанный на архаичных стереотипах. Мужчины агрессивны и активны, женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными. В результате чего они становятся объектами сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

Идеалы, которым должны соответствовать мужчина и женщина, существовали на протяжении многих лет, однако различались в зависимости от эпохи и национальности. К тому же представления о том, что такое гендерный признак, могут отличаться в разных семьях.

Женские и мужские качества оказывают влияние на поведение, внешний вид, занятия и увлечения, в том числе и жизненные ценности. Принятые в социуме стереотипы предполагают, что женщины больше ценят семью и любовь, а мужчины - независимость и социальную успешность. В реальной жизни окружающие демонстрируют сочетание различных личностных черт - как маскулинных, так и фемининных, - причем ценности могут изменяться.

Австрийский ученый Отто Вейнингер по результатам проведенных исследований сделал вывод, что у женщин и мужчин имеются черты как своего, так и другого пола, а индивидуальность человека определяется преобладающими чертами. Фемининные или маскулинные черты, действующие в одних ситуациях, в других могут не проявляться. Сочетание мужских и женских черт обозначается термином "андрогинность".

Половые гормоны были открыты практически сразу же после публикации работы Вейнингера "Пол и характер". Сочетание и концентрация их не только формируют биологический пол человека, но и влияют на его сексуальное поведение и внешний облик.

Психологи придерживаются мнения, что андрогинные личности обладают более гибким поведением, соответственно, более психологически адаптивны и благополучны. По этой причине воспитание детей в рамках гендерных стереотипов может привести к плохим последствиям.

Стереотипы

Устоявшиеся архаичные стереотипы о том, что такое гендерный признак, приводят к тому, что родители поощряют у детей игры и поведение, свойственные их полу. И категорически запрещают обратное. В том, что ребенок занимается вещами, свойственными другому полу, нет ничего плохого - наоборот, это формирует у него важные характеристики и готовит к жизни в современном обществе.

Невольное воспроизведение родителями в воспитании своих детей гендерных стереотипов - к примеру, запрет мальчику на проявление эмоций и слезы, потому что он "не девочка", - приводит формированию агрессивного поведения и ощущения его превосходства над девочками и, в дальнейшем, над женщинами. Аналогично в случае с девочками призывы вести себя тише и скромнее могут привести к тому, что во взрослом возрасте они будут отступать на второе место и подчиняться мужчинам.

Как формируется социальный пол

Согласно Википедии, гендерный признак - это субъективное чувство принадлежности человека к девочкам или мальчикам. В трехлетнем возрасте дети предпочитают для игр компанию своего пола. Совместные игры не менее важны для приобретения социальных навыков и общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о поведении девочек и мальчиков, о которых им говорят взрослые, особенно - родители. Для ребенка, вне зависимости от его пола, важен как женский, так и мужской образ. Кроме того, родители формируют базовый пример отношений между мужчиной и женщиной. Именно он определяет дальнейшее поведение ребенка с противоположным полом и его способность строить отношения.

Максимальная восприимчивость детей к внешнему воздействию фиксируются на протяжении первых 10 лет их жизни. Поведенческие гендерные стереотипы, устоявшиеся в обществе, усваиваются ребенком во время тесного общения со сверстниками противоположного пола. Начинающиеся в детском саду ролевые игры с течением времени становятся сложнее. Дети должны принимать участие в них: они выбирают пол в них в соответствии со своим, учатся соответствовать конкретной гендерной роли. Ребенок, изображая женщину либо мужчину, отражает принятые в социуме стереотипы о том, что такое гендерный признак, проявляет качества, считающиеся окружающими маскулинными либо фемининными.

Проявления в подростковом возрасте

С 7 до 12 лет - в препубертатном периоде - дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки - девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.

В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек. Девушки в это время замечают, что их "слабость" и "беспомощность" привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества.

Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.

Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.

Без двойных стандартов

Прежде всего они затрагивают сексуальное поведение в отношении мужчин и женщин. Согласно стереотипам, мужчина может иметь многочисленные сексуальные контакты как до, так и после брака, в то время как женщина обязана хранить девственность до замужества и верность супругу после него. Измены мужчин не осуждаются так строго, как женщин, в случаях требования взаимной верности. В сексуальных отношениях двойные стандарты подразумевают опытность и ведущую роль мужчины. Тогда как женщинам оставляют ведомую и пассивную.

Воспитание вне стереотипов

Если говорить простыми словами, гендерный - это то, что принято в социуме. Воспитать ребенка в гендерном равенстве возможно только при условии того, что он видит одинаковое отношение к людям. Профессия или бытовая деятельность не должны быть привязаны к конкретному полу в разговорах с ребенком: мама может водить машину и заниматься отделочно-ремонтными работами, папа может готовить и убирать дом. В отношении мужчин и женщин не должно быть двойных стандартов, желательно проявлять нетерпимость к любому виду насилия вне зависимости от того, кто его проявляет - девочка или мальчик. Если говорить ребенку о том, что это такое - гендерный признак - простыми словами, то нужно помнить, что равенство по нему не отменяет биологических различий и не приравнивает представителей мужского и женского пола. Однако позволяет любому человеку самореализоваться и определить дальнейший жизненный путь без привязки к стереотипам.

- – пол, данный при рождении. В случае половых аномалий её определение может стать проблематичными …

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - Пол, данный при рождении. В случаях половых аномалий определение принадлежности может быть проблематичным … Толковый словарь по психологии

половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичная П. и. формируется у ребенка к полутора годам, а к тремчетырем годам половая… …

половая идентичность - Осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. (Источник: Сексологический словарь) осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания (Источник:… … Сексологическая энциклопедия

Совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Пол и половое поведение. Общей биологической основой полового… … Большая советская энциклопедия

- (син.: аллосома, аллохромосома, гетеросома, гетерохромосома, гоносома, гонохромосома, идиохромосома устар.) общее название X., определяющих половую принадлежность особи X хромосомы и Y хромосомы … Большой медицинский словарь

Мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей, которые так или иначе участвуют в формировании интимной сферы жизни индивида. Основу любви составляют биологические (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и социальные… … Сексологическая энциклопедия

идентичность половая - осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности фемининности; готовность играть определенную роль половую. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося … Большая психологическая энциклопедия

Эгодистоническая половая ориентация - – в психоанализе определённая половая принадлежность, сексуальная ориентация, отвергаемая сознанием индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • грешники оправданы… боги наказаны… Вояджер продолжает свой бесконечный путь… , А. Зайнуллин, Р. Зайнуллин. "Вечность – это не бесконечное количество времени, она же есть полное его отсутствие"… Эта и многие другие концепции открывают в романе историю, освобождённую от доселе устоявшихся координат…

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

До определенного времени считалось, что является неизменным и не зависящим от воли индивида. Однако наличие определенных половых органов еще не значит, что он однозначно относится к или . Например, при обследовании спортсменок, наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют мужские гормоны. Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, делать карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь детей, заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за новорожденным, жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.



Copyright © 2024 Женские секреты.