Когда изобрели очки для коррекции зрения. Оптические стёкла. Кто и когда придумал очки? Эволюция очков для коррекции зрения

Очки - самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.

Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками. Изредка вместо дужек, которые закрепляются за ушами, используется лента или ремешок, охватывающий голову.

Солнцезащитные очки

Первые очки для защиты глаз от солнечного света изготавливали жители Крайнего Севера, Азии и Америки. Их очки представляли собой кости животных или куски древесной коры с узкими прорезями для глаз.
Впервые солнцезащитные очки - вернее их далекие прародители - появились в Китае. В XII веке пластины дымчатого кварца использовались судьями для того, чтобы свидетели не видели выражение их глаз.

Очки для чтения

До появления очков в качестве приборов, улучшающих зрение, использовались отдельные полированные кристаллы или куски стекла для одного глаза.

Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Предполагаемый год изобретения - 1284, а создателем первых очков считается Сальвино Д’Армате (итал.), хотя документальных подтверждений этим данным нет.Первые документальные свидетельства существования очков относят к 1289 году.

23 февраля 1305 года во Флоренции брат-доминиканец Джордано да Ривалто (итал.) упоминал в проповеди: Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним.

Первое изображение очков содержится на фреске церкви Тревизо (Италия), сделанной в 1352 г. монахом Томмазо да Модена.

Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619-1676) из Флоренции с помощью Франческо Реди в работе «Очки, являются ли они изобретением древности или нет?», приписавший изобретение Алессандро Спина (итал.) (? - 1313), монаху и учёному из Пизы. При этом предполагалось, что даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему.
Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.

Существует также версия о китайском происхождении очков, основанная на книге 1240 года «Разъяснение загадочных вещей», где говорится:

Когда старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают чёткость.

Однако позднейшие исследования показали, что эта цитата была вставлена в XV веке.

XVIII век

Лондонский оптик Эдвард Скарлетт в начале XVIII века добавил к очкам дужки.

Первую промышленную партию (около 200 000) солнцезащитных очков современного типа заказал Наполеон для Египетской экспедиции (1798-1801). Он обязал каждого солдата носить затемнённые очки. Во время экспедиции были выявлены нарушители этого распоряжения, глаза которых были поражены катарактой и другими болезнями, вызванными непривычно ярким для «европейских» глаз светом. Появились различные конструкции - монокль, пенсне, лорнет.

XIX век

Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы которые в верхней части предназначены для дали, а в нижней - для работы вблизи.

Современные очки

Очками со специальными линзами пользуются, когда параметры зрения отклоняются от нормы, независимо от того, относится ли отклонение к форме глазного яблока и преломляющих поверхностей, к преломляющей силе оптических средин, к изменению мышечной системы (косоглазие) или к изменению плотности и эластичности хрусталика и проч. Смотря по характеру этих уклонений, назначаются очки сферические (обыкновенные, перископические, франклиновские), цилиндрические, сфероцилиндрические, призматические, стенопические и цветные.

Современным продолжением развития бифокальных линз стали прогрессивные линзы - у них переход диоптрий заложен внутри линзы, внешняя поверхность остаётся гладкой, обеспечивая эстетический внешний вид очков.

Очки для просмотра стерео/3D фильмов

Для просмотра 3D фильмов разработаны очки которые разделяют изображения предназначенные для левого и правого глаза. Каждый глаз видит только свою картинку и таким образом зритель видит объёмное изображение.

🔥16 раз просмотрено

Людям, страдающим слабым зрением, очки помогли вернуть радость видеть, радость чувствовать себя полноценными членами общества. Улучшив зрение при помощи очков, человек в жизни становится более активным.

Стоит отметить факт появления очков в нескольких местах одновременно. Произошло это во второй половине XIII века. Вначале очки появились в Европе и уже позже, получив широкое распространение, на Востоке. Что же известно об истории возникновения очков? Первым, кто обратил внимание на свойства стекла увеличивать предметы, был стекловар. Случилось это в 1280 году. Ему на глаза попалась капля застывшего стекла, которую он взял в руку и стал разглядывать. Эта капля (прообраз очков) и подсказала стекловару, что при помощи стекла, которое увеличивает предметы, можно улучшить старческое зрение. Все это было зафиксировано документально.

Для предотвращения сколов по краям линз были созданы специальные ободки: деревянные, а затем роговые. Они присоединялись к рукояти со штифтом и больше напоминали собой ножницы. Такая конструкция была неудобной, но благодаря ней, линзы могли держаться на носу.

Конечно же, история возникновения очков на этом не заканчивается. В 1268-1282 годах изобрели очки, у которых были выпуклые линзы, они могли корректировать дальнозоркость. Считается, что они были изготовлены в Италии. Их создателем был флорентиец Сальвино Д’Амартэ Пиза. Примерно в этот же период создали первые очки в Китае. Первые модели не имели опоры, на переносице они просто «сидели». Только в XV веке, по прошествии столетия, были изобретены очки для близоруких с вогнутыми линзами. Чуть позднее, в XVI веке, к ободкам оправы привязывали веревочки, которые затем зацепляли за ушами.

Джеймс Айског в 1752 году изобрел очки, которые имели навесные опоры. Он же придумал первые солнцезащитные очки с тонированными (зелеными или синими) линзами. Бенджамином Франклином были изобретены бифокусные очки (1775 год), в которых сочетались выпуклые и вогнутые линзы. Они предназначались как для близоруких, так и для дальнозорких людей.

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.

1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.

1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

История солнцезащитных очков длинна и запутана. Мы попытались разобраться, как человечество пришло к современным вариантам, начав с кожаной повязки с прорезью посередине.

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.


«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Первые солнцезащитные очки, которые защищали от снежной слепоты, использовались жителями Крайнего Севера и представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Также известны более поздние образцы из кости мамонта и других животных.

В своем романе «Сон в начале тумана» Юрий Рытхэу пишет: «Солнце вставало рано. Длинные тени от торосов и береговых скал быстро укорачивались. Ослепительно блистал снег. Чтобы не заболеть снежной слепотой, охотники пользовались специальными очками — тонкими кожаными полосками с узкими прорезями для глаз. Такие окуляры сильно ограничивали кругозор, зато можно было не опасаться коварных солнечных лучей».

Металлические защитные очки ненцев уменьшают, а не фильтруют световой поток

А Владимир Обручев в своем знаменитом романе «Земля Санникова» пишет: «С раннего утра весеннее яркое солнце ослепительно засверкало по снегам необозримой равнины Ледовитого моря, расстилавшейся на запад, север и восток от северного мыса Котельного острова. Всем пришлось надеть снеговые очки, чтобы не получить мучительной болезни глаз, которой на Крайнем Севере многие подвергаются весной.

Солнце стоит еще низко, бесчисленные снежинки равнин, особенно после выпадения свежего снега, отражают лучи его миллионами крошечных зеркал своих ледяных пластинок, и получается такой яркий блеск, что глаза воспаляются. Человек слепнет на несколько дней и испытывает колющие боли, не дающие покоя. Даже самые темные очки недостаточны, если не украшены с обеих сторон ажурной сеткой из перламутра, мелкого жемчуга или бисера, закрывающей промежуток между лицом и стеклом. Туземцы носят самодельные очки, представляющие просто дощечку с узким прорезом, пропускающим минимум света, но и они не всегда спасают»

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

В начале 20 века киноактеры часто носили темные очки, но не только для того, чтобы их не узнавали. Прежде всего, потому что их глаза постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд изобрел линзы с поляроидным фильтром.

Точкой отсчёта таких очков принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков.

Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.


Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Очки «Авиаторы» с зеркальным покрытием

Модель AN6532, прообраз «Авиатора»

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

«Авиаторы», или «капельки» — это модель с большими каплеобразными линзами и тонкой металлической оправой. Во второй половине 1930-х и начале 1940-х годов группа американских фирмам Bausch & Lomb, American Optical, The Chas. Fischer Spring Co., Wilson Optical и Rochester Optical Co. выпускали по военному заказу защитные очки под названием AN6532 (Army/Navi, порядковый номер заказа 6531) в огромных количествах (несколько миллионов штук) для лётчиков и моряков. Несмотря на утилитарность, эти очки имели передовые свойства: каплеобразные и выпуклые линзы, пластиковые носоупоры и упор на лоб, пружинные дужки. Обычно применявшиеся в это время очки были круглые и имели только один упор на переносицу.

Впоследствии появились варианты без лобовой перекладины и с пластмассовыми заушниками (известный обладатель таких очков генерал Дуглас Макартур). Так как в те годы всё военное было в моде, эти очки стали популярны в народе и две фирмы вовремя сориентировались и стали в 1940-50-е годы продвигать подобные очки для гражданского использования. Bausch & Lomb возродила довоенный бренд Ray-Ban и название за очками закрепилось «Авиатор», а American Optical создала хоть и менее известный, но столь же харизматичный «Пилот».


Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Броулайнеры (клабмастеры)

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».


Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Вайфареры
Вайфареры — это очки в роговой или пластмассовой оправе, выпущенные фирмой Bausch & Lomb под своим брендом Ray Ban в 1952. Они имеют трапециевидную форму, сверху шире, и черную или цветную оправу

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

Градиенты
Градиенты сверху темнее, внизу светлее. Поэтому чем выше, тем больше защита от яркого света.

Градиенты хороши тем, что их можно носить даже в помещении, например, в ночном клубе, не боясь споткнуться. Они также годятся для летчиков и водителей — нижняя часть для панели приборов, а верхняя, чтобы смотреть в окно.

Двойные градиенты сверху и внизу темнее, а в середине светлее.


Джон Леннон в "тишейдах"

Тишейды (ленноны)

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное. Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно).

После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи». Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

В наше время тишейды бывают разноцветныe или с зеркальным покрытием, более крупных размеров, а также, как и другие очки, с пластмассовыми линзами.


Модель в очках "панто"

Панто

Как и тишейды имеют круглые линзы, но отличаются от последних положением дужек к оправе: те расположены выше середины. Плюс, часто линзы у панто немного сужаются книзу, походя на каплю. Пик популярности пришелся на 60-е годы.


Кадр из фильма "Тельма и Луиза" (на героине Сьюзен Сарандон очки в форме "кошачий глаз")

Очки Броулайн
Броулайн (по терминологии фирмы Ray Ban — Clubmaster 2156, 3016, 4132) появились в 1950-е в Америке. Название связано с тем, что утолщенная верхняя часть оправы повторяет линию бровей. Обычно нижняя часть оправы и перемычка металлические, а верхняя пластмассовая, но иногда пластмассовая перемычка может входить в состав верхней части.

«Кошачий глаз»
«Кошачий глаз» — очки в толстой роговой оправе с заостренными верхними углами. В основном их носят женщины[источник не указан 1377 дней].

Разновидность «кошачьего глаза» — так называемая «стрекоза» (большие круглые или квадратные линзы в толстой оправе). В наше время это скорее стиль ретро.

Очки cat-eye обожали все голливудские иконы от Мэрилин Монро и Одри Хепберн до Грейс Келли и Софи Лорен. Их отличает приподнятый и заостренный верхний внешний угол и довольно толстая оправа. Еще вариант подобный формы может называться «бабочкой» - такие очки более вытянуты и острее смотрят вверх.


Гранды

Гранды с огромными линзами чаще всего используются просто для красоты. Это самые дешевые очки с разноцветными линзами и оправами.

Гранды предохраняют не только от загара (чем крупнее, тем лучше), но и от посторонних взглядов.

Такие пучеглазые очки обожали Жаклин Кеннеди и Бриджит Бардо. Они прекрасно защищали от солнца и навязчивых поклонников. Отличаются круглой формой, закрывают значительную часть лица (брови и часть щек) и имеют выпуклые линзы.

Насадочные линзы
Насадочные линзы, также «флипы» или «клипы» — это гранды, которые прикалываются поверх оптических очков в качестве солнцезащитных (редко наоборот) и поднимаются в помещении

Дырочные
Дырочные, или перфорированные, уменьшают (а не фильтруют) световой поток с помощью не затемненных линз, а сетки с мелкими отверстиями, как у северных народов. Этим они напоминают занавеску на окне. Иногда перфорированные очки делаются также с линзами в дополнение к сетке — иначе они не защищают от ультрафиолета.

Кроме того, есть сведения, что эти мелкие отверстия обладают эффектом диафрагмы, наподобие камеры-обскуры, то есть повышают остроту зрения при нарушениях рефракции. Но, ограничивая поле зрения, для тонкой и точной работы они не годятся.

По степени защиты темные очки делятся на 5 категории по светопропусканию в видимой части спектра (источник):

Прозрачные 0 категория 100 — 80% светопропускания — рецептурные диоптрийные очки для ношения в помещении, в сумерках или ночью, водительские ночные очки, спортивные и защитные очки от снега и ветра.
Светлые 1 категория 80 — 43% светопропускания — очки для пасмурной погоды и как модный аксессуар.
Средние 2 категория 43 — 18% светопропускания — подходят для ношения в городе и для вождения автомобиля в среднеяркую погоду, в переменную облачность.
Сильные 3 категория 18 — 8% светопропускания — для защиты от яркого дневного солнца и для вождения автомобиля при сильном освещении.
Максимальные 4 категория 8 — 3% светопропускания — для максимальной защиты в условиях высокогорья, на горнолыжных курортах, в снежной арктике летом. Не предназначены для вождения автомобиля, так как в них плохо видно при переходе из света в тень.
Вне нормы — менее 3% — чрезвычайно тёмные ледниковые или арктические очки и специальные очки для защиты от излучений, например для сварки.

Сверху вниз: очки 1, 2, 3 и 4-й категории, а также сварочные очки

Специальные очки


Очки для моряка

Очки для космонавта

Очки для военных

Очки для защиты от лазерного излучения

Очки для газосварки
Спортивные очки

К спортивным очкам предъявляются особые требования. Они должны удобно и прочно сидеть на лице, иметь носоупоры и не должны запотевать; иногда могут иметь подвязывающую ленту на затылке (например, в лыжных видах спорта). Очки рекомендуют подбирать с помощью примерки разных моделей, так как удобная посадка конкретной модели зависит от индивидуального строения лица. Велоспорт, пробеги, триатлон, пляжный волейбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, спортсмены которых активно используют солнцезащитные очки.

Очки для водных видов спорта, кроме того, должны иметь повышенную плавучесть и не запотевать.

Альпинисты и полярники путешествуют по снегу и льду, свет от которых сильно отражается (включая ультрафиолет) — особенно на большой высоте. Поэтому они используют так называемые снеговые очки — большие круглые затемненные линзы с кожаной обшивкой, не пропускающей свет по краям.


Базз Олдрин перед посадкой на Луну

Забрало шлема защищает глаза космонавта
Космические очки
В космосе нужна особая защита, так как там ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не поглощаются атмосферой, как на Земле. Но солнцезащитные очки как внутри космического корабля, так и в открытом космосе не обязательны, поскольку и окна космического корабля, и забрало шлема слегка затемнены и снабжены тонким золотистым фильтром для отражения избытка лучей. Но некоторым космонавтам нужны очки с диоптриями, так как в условиях невесомости их зрение может временно снизиться.

Такие очки должны быть лёгкими, хорошо держаться и не спадать с головы, так как поправить их в скафандре может быть затруднительно. Считается[кем?], что оправа космических очков должна весить не больше 10 мг и не содержать ни винтов, ни шарниров, которые могут разболтаться: отлетевшие детали в невесомости не падают, а остаются висеть в воздухе и могут попасть в лёгкие человека и внутрь приборов.

Конструкция очков


Очки 1980-90-х годов с металлическим хромовым зеркальным покрытием

Очки 2000-х годов с интерференционным зеркальным покрытием. В сравнении с предыдущими разница малозаметна, но она есть: при искусственном освещении отражение имеет радужные оттенки

Лыжные очки с более характерным интерференционным покрытием — эффект масляной плёнки

Поляроид

Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частью виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы

Спортивные очки 1990-х годов с неодимовыми линзами

Неофановые очки с дополнительным затемнением

Существует несколько способов ограничения светового потока при помощи линз:

поглощение:
тонирование или затемняющая окраска стекла;
фотохромный эффект (линзы-хамелеоны) — внесение в линзу вещества темнеющего на солнечном свету;
поляризационный светофильтр — поглощение специальными плёнками или стеклом с кристаллами отражённого света от плоских поверхностей;
отражение:
зеркальное покрытие на основе нанесения на наружную поверхность линзы одного тонкого полупрозрачного слоя какого-либо не окисляющегося металла (хром, серебро, золото, платина);

Очки с нейлоновой полуоправой и сменными линзами
интерференция света при помощи многочисленных сверхтонких покрытий на линзах, которые по-разному преломляют лучи и создают эффект разноцветных зеркал. На этом же принципе основано антибликовое покрытие с обратной стороны линз.

Также существует ещё один способ снижения яркости света — применение неодимового (неофанового) стекла с оксидами редкоземельных элементов: оксида неодима или оксида дидима (смесь неодима и празеодима). Такие линзы имеют фиолетовый, коричневый и серый цвет и способны резко поглощать жёлтые лучи, из-за чего защитные очки с ними надевают во время работы стеклодувы. Ультрафиолетовые лучи такие стёкла тоже хорошо поглощают и в принципе могут использоваться для защиты от солнечного света. Из-за поглощения жёлтых лучей они усиливают видимость(как бы подсвечивают) красных, оранжевых, зелёных предметов и могут применяться водителями, поскольку обостряют видимость сигнальных огней

Широкие дужки ограничивают световой поток по краям

Исторически первыми применялись окрашенные линзы. Во второй половине 20-го века начали производиться линзы с металлическими зеркальными покрытиями. В 1960-70-х годах появились первые фотохромные, в 1980-х в массовом производстве поляризующие линзы и, наконец, тогда же изобретены самые высокотехнологичные линзы с интерференционным напылением. Последние изначально из-за необычно красочного внешнего вида представлялись как эксклюзивные и стоили дорого, несколько сотен долларов за пару очков.Сегодня, с развитием технологий и удешевлением производства, они стали массовыми и недорогими, и практически все современные зеркальные и зеркально-цветные линзы делаются интерференционными, совершенно вытеснив металлическое напыление.

Задняя сторона очков без антибликового покрытия (слева) и с покрытием (справа). Обратите внимание на окрашенные синие блики линз с покрытием

Поляризованные линзы делаются с применением веществ, которые имеют способность отфильтровывать плоскополяризованные лучи, чтобы уменьшить блики от горизонтальной, или почти горизонтальной, отражающей поверхности (например, воды, снега, мокрого асфальта) или рассеянный свет неба. Такие линзы можно делать из стекла, но в основном их производят из пластика, например с покрытием из поляроидной пленки. Поляроидная пленка задерживает 40-60% света, поэтому такие очки одновременно являются солнцезащитными.

Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют. Фотохромные линзы делают из стекла, поликарбоната и других пластмасс.

Тёмные (сверху) и прозрачные (внизу) очки с диоптриями

Искусственное освещение на эти линзы обычно не действует, если в нем нет коротких ультрафиолетовых волн, которые излучает Солнце. От видимого света такие линзы темнеют гораздо меньше, так что для вождения они неудобны — оконное стекло автомобиля ультрафиолет не пропускает. Тем не менее, некоторые варианты фотохромных линз достаточно хорошо темнеют и в салоне автомобиля.

Фотохромные линзы обычно темнеют и светлеют меньше, чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут, отсюда вытекает ещё один недостаток такого типа линз: при выходе на улицу, когда глаза ещё не приспособились к яркому свету, очки некоторое время не выполняют свою функцию.

В одних и тех же линзах могут одновременно применяться окраска, поляризация, градация, фотохромный эффект и зеркальное покрытие в тех или иных сочетаниях. Градация или градиентное затемнение — это когда линза сверху темнее, а внизу светлее. Очки с диоптриями тоже бывают достаточно темными или с эффектом «хамелеона», чтобы использовать их в качестве солнцезащитных. Вместо этого можно носить так называемые насадочные линзы — темные поверх оптических или наоборот.

Солнцезащитные очки с линзами разных цветов
Цвет линз зависит от модели, стиля и цели использования, чаще всего используются серые, зелёные, коричневые и жёлтые цвета.

Серые или дымчатые и серозелёные линзы поглощают все цветные лучи почти одинаково, сохраняют естественные цвета и считаются нейтральными.
Зелёные линзы раньше использовали повсеместно, но оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели. Теперь зелёные линзы используются в специальных очках для больных глаукомой
Коричневые линзы немного искажают цвета, но увеличивают контраст.
Голубые и синие синие линзы больше всего задерживают желтые и оранжевые лучи (самые яркие); линзы используются при среднем и ярком свете, так как они увеличивают контраст, но не искажают цвета.
Оранжевые линзы увеличивают контраст и ощущение глубины, но искажают цвета.
Желтые также увеличивают контрасты, но почти не затемняют; потому такие линзы используются теми, кому нужно более чёткое видение в пасмурную и туманную погоду.


Янтарные линзы рекомендуются при искусственном освещении после темноты.
Розовые делают окружающий мир красочнее и обостряют резкость контрастов (знаменитое словосочетание «розовые очки»)
Фиолетовые линзы чаще всего используются просто для красоты.
При работе с компьютером можно использовать слегка затемнённые линзы, чтобы увеличить контраст.
Прозрачные линзы используются для защиты глаз от ветра, пыли и химикатов. В некоторых очках предусматривается замена линз, чтобы ими можно было пользоваться как при слабом утреннем и вечернем свете, так и в яркий полдень.
Линзы с зеркальным покрытием и с отражающим покрытием интерференционного типа может быть цветным, причём цвет зеркала не зависит от цвета линзы. Например, могут быть серые линзы с синим зеркалом или коричневые линзы с серебряным зеркалом. Эта зеркальная поверхность мало поглощает тепловые солнечные лучи и нагревается меньше линз без зеркала.

Металлические зеркальные покрытия бывают серебристые и металлически-жёлтые. Например на шлемах космических скафандров защитный светофильтр изготовлен напылением золота и имеет жёлтый цвет.

Интерференционные покрытия отличаются от обычных зеркальных гораздо бо́льшим цветовым разнообразием, так как их цвет зависит не только от применяемых веществ, но от количества и толщины преломляющих слоёв. В зависимости от толщины и количества они отражают ту или иную цветовую часть спектра от общего подающего светового потока и потому могут быть любых цветов от зеркально-серебристого до тёмно-фиолетового, а некоторые линзы переливаются цветами при рассматривании с разных сторон (эффект типа радужного отражения от масляной или бензиновой плёнки на воде).

Недостаток зеркальных и интерференционных покрытий в том, что оно обычно легко покрывается царапинами и теряют не только внешний вид, но и свою светозащиту и прозрачность

Солнцезащитные очки остаются важным изделием, без которого не проходит ни один показ мод. Они были и остаются неотъемлемой частью

Очки - вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову.
А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств коррекции испорченного зрения не существовало вовсе.

Само слово «очки» впервые встречается в письме итальянского ученого-энциклопедиста Джиованни Баттиста делла Порта, датированном 27 июня 1586 года, в котором он сообщает об одной из величайших научных тайн - изготовлении oculare (от лат.oculus- глаз). Но история очков гораздо древнее.

О природе и свойствах отражения света в глазу человека известны высказывания, относящиеся еще к III тыс.д.н.э. Оптические линзы из горного хрусталя археологи находили на раскопках Трои, Крита, в Сирийской пустыне, под месопотамскими холмами. В Китае и Индии, кроме хрусталя, в качестве линз использовали также прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы.
Зрение они не корректировали, выполняя, скорее, роль лупы или защитного стекла при наблюдении астрономических явлений.
Об использовании «кристаллов для глаз» писали древнегреческие философы. Древнеримский историк Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия, рассказывал, что «император Нерон смотрел гладиаторские бои через смарагд», т.е. линзу из изумруда.
Множество сведений о существовании увеличивающих линз, которые можно использовать для чтения, встречается в арабских трактатах X-XI вв.
В X веке арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в своей работе по оптике высказывает мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Хотя это- лишь констатация явления.

Подробные описания «глазных стекол» в медицинских трактатах появились лишь, начиная со второй половины XIII в., то и изобретение очков историки традиционно стали относить к этому времени.
Географически связывается оно с Европой, хотя в какой из европейских стран это произошло, единого мнения нет. Скорее всего, очки, независимо друг от друга, появились сразу одновременно в нескольких местах.
В книге Fashions in Eyeglasses, изданной в Лондоне в 1967 году, Ричард Корсон пишет, что это изобретение было сделано в Италии в 1287 году. Приводятся разные имена изобретателей, однако ни одно из них пока не подтверждено.


Миниатюра 15 века- Св.Катерина с философами(крайний философ справа в очках)

Имеются сведения о том, что идея создания очков принадлежит флорентийскому монаху и датируется 1280 годом. Возле одной из флорентийских церквей находится его могила с надписью: «Здесь лежит Салъвино Армати, изобретатель очков».
Как бы то ни было, известно, что еще за много веков до появления очков в Италии подобное приспособление, причем с темными стеклами, носили китайские судьи, чтобы во время процесса никто не мог догадаться о выражении глаз стражей закона.
В качестве темных стекол использовались закопченные кварцевые диски.
Однако чаще считается, что открытие очковых стекол произошло не мгновенно, а было растянуто по времени и сложилось в процессе работы разных итальянских стекольных мастеров, известных во всем мире своим искусством шлифования и полировки.Скорее всего стекловарами было случайно подмечено, что капля застывшего стекла увеличивает находящиеся за ней предметы.

Другая история изобретение очков связывает с именем английского монаха, алхимика, философа Роджера Бэкона (1214-1292), описавшего в 1260-х гг. принцип их действия.К идее очков Бэкон пришел, занимаясь анатомией и физиологией.
Шлифуя стекла, необходимые для изучения эффекта преломления световых лучей, он нашел, что сегмент стеклянного шара – хороший помощник тому, у кого ослабло зрение. А поскольку к старости Бэкон видел неважно, то с удовольствием стал пользоваться своей находкой и сам. …

Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились.
Однако спустя исторически короткое время после их изобретения во второй половине XIII века, очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томасо Да Модена, - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Уго ди Прованс, пишущего, с очками на носу.

Фрагмент фрески из церкви Тревизо, Томмазо да Модена, 1352 г.
Этот же художник изобразил на фреске Кардинала Никола Де Роуен, читающего книгу через монокль. Обе фрески украшают церковь Сан Николо в Тревизо, Италия.
На основании подобных исторических свидетельств мастера XX века реконструировали самые первые очки.

TOMMASO DA MODENA Cardinal Nicholas of Rouen 1351-52

В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем.
Первый закон, регулирующий изготовление «камней для чтения», как тогда назывались очки, был принят в 1300 г. Большим советом Венецианской республики,в котором рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла,что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.

Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли из себя два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.


Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.
Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church

Кожа легко обрабатывается (кожаные очки вырезали по шаблону), но не обладает достаточной упругостью. Из-за этого кожаные очки приходилось слишком плотно насаживать на нос, чтобы они не сваливались, или все время поддерживать их рукой.
И то, и другое очень неудобно, и потому кожаные очки просуществовали недолго, и были вытесненены появившимися очками из меди и китового уса.

Долгое время очки были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди.

Saint Jerome in his Study by Domenico Ghirlandaio (1480)
Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.
Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее-в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519).
Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Интересно, что уже в те времена очки были не только прибором для коррекции зрения, но и средством имиджа и стиля человека, их носящего.
Очки выдавали человека ученого, умного, занимающего высокий пост.
Чтобы подчеркнуть такое положение вещей, в очках стали изображать также христианских пророков и евангелистов.
Это требовало от мастеров большой изобретательности в подборе материала для изготовления таких оправ. В европейских странах для этого использовались в основном различные сорта дерева, в Китае предпочитали черепаховый панцирь.
В представлении китайцев, он обладал магическими свойствами - черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.

BENING, Simon Self-Portrait 1558

The Money Lenders.Marinus Claez. van Reymerswaele.


The Vocation of St. Matthew
Juan de Pareja

Death of the Virgin
Master of Sisla

Однако, польза очков не всегда была очевидной для человечества:некоторые отцы церкви полагали, что очки - инструмент дьявола, и запрещали верующим использовать это бесовское изобретение, а на гравюрах тех лет можно нередко увидеть чертей в очках. Многие были уверены, что очки носят колдуны и мошенники.

справа внизу- существо в очках
BOSCH, Hieronymus
St John the Evangelist on Patmos 1504-05

В массе своей необразованные люди поначалу приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже «проклятым инструментом дьявола».
Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза.
Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Часто очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.
Иногда даже величина стекол очков определяла принадлежность владельца к высшему классу общества. Так испанские гранды одевали на нос, как знак своего высокого положения, очки с линзами величиной с ладонь.
При встрече испанского короля Филиппа V в Мадриде в 1701 году 500 придворных дам украсились в его честь огромными очками черепаховых оправах, хотя никаких жалоб на зрение у них не было.
А у другого короля Испании - Карла V, после смерти было обнаружено 27 пар очков!

Идея привязать веревочку за ободки оправы и защепить ее за ушами появилась только в XVI в. А поскольку заушники или проволочные дужки требовали жесткого соединения ободков по центру, у очков появилась переносица.
Конструкция оказалась верной и дожила до наших дней, по сути не изменяясь.


GRECO, El
Portrait of a Cardinal (1600)

Сегодня трудно себе представить очки без заушников, а, между тем, от изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет.
Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников, однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.
Для лучшей фиксации «височные заушники» оканчивались круглыми площадками.
Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной Людовиком XIV в конце XVII века.
Впоследствии височные опоры удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову.
Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очешник.

Benjamin Franklin, 1766
David Martin

И ещё несколько фактов:
В 1700-х появляются очки для близоруких
Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году.
Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных.

Соловьева Т. Кристаллические камни для чтения // Техника – молодежи. – 2007. - № 2 (http://blindlib.kz/blind/index.php?p=gazeta&id=8)
http://www.interoptika.ru/museum/european/
http://bibliotekar.ru/467/18.htm
http://marinni.livejournal.com/550836.html (очки в искусстве).



Copyright © 2024 Женские секреты.