Диагностика личностной креативности (е.е.туник). Туник) Назначение Туник е психодиагностика творческого мышления

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник)

Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 («Слова или Выражения») имеет две модификации, одна модификация – «Слова» – предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – «Выражения» – предназначена для 9-15 лет.

Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается, занятиями веселыми.

Часто занятия проводятся в игровой манере, как веселые занятия, но могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение детей, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень качественное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т. е. воспитывать творческий подход к жизни.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому. Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста 1–3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

1. Беглость (беглость воспроизведения идеи) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = 1 n,

где n – число классов (категорий ответов).

2. Гибкость – число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и т. д., можно отнести к одному классу – создание поделок и игрушек.

1. Использовать для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать…).

2. Использовать для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои…).

3. Использовать в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка…).

4. Использовать в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы…).

5. Использовать для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой…).

6. Использовать как средство для вытирания (вытереть пол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага…).

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты…).

8. Переработка (сдать в макулатуру…).

10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца…).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел…).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше.).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеперечисленного списка, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т. е. учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12. Кто-то может дать много ответов, т. е. иметь высокий показатель по фактору «беглость», но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории 13 – «Создание поделок, игрушек». За одну категорию даем 3 балла.

Г = 3m,

где Г – показатель гибкости; m – число использованных категорий.

Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и соответственно добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде, чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.

3. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. В данном случае оригинальным считается ответ, данный один раз по выборке объемом 30–40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов.

Все баллы за оригинальность суммируются.

Ор = 5k,

Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов.

Строгий подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т. е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + П + Ор1 = n + 3m + 5k,

где Т1 – суммарный балл по 1 субтесту; Г1 – гибкость по 1 субтесту; Б1– беглость по 1 субтесту; Ор1 – оригинальность по 1 субтесту; n – общее число уместных ответов; m – число категорий; k – число оригинальных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные, адекватные ответы». Первое – следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути, только вышеприведенные. Второе – следует исключать повторяющиеся (полностью), дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей), n – общее число приведенных следствий, 1 ответ (1 следствие) – 1 балл. Б = n.

2. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных последствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 3040 человек).

Один оригинальный ответ – 5 баллов.

Ор = 5k,

k – число оригинальных ответов.

Т2 = n + 5k,

где Т2 – суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение «неуместных» (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов, я-ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5–8 лет

Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция. Первая часть: придумай слова, которые начинаются на буквы «по», например «полка».

Даются 3 минуты.

Вторая часть: придумай слова, которые оканчиваются на буквы «ка». Например, «сумка». Даются 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста – 4 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Учитываются два показателя:

1. Беглость – общее число приведенных слов. Одно слово – 1 балл.

2. Оригинальность – число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 3040 человек. Одно оригинальное определение – 5 баллов.

Ор = 5 k,

где k – число оригинальных слов; Ор – показатель оригинальности.

Т3 = n + 5 k,

где Т3 – суммарный показатель третьего субтеста.

Модификация для 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы (испытуемым предъявляются напечатанные буквы): В М С К.

Используй буквы только в таком порядке, не меняй буквы местами. Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста – 5 минут.

Оценивание результатов. Выполнение субтеста оценивается по трем показателям:

1. Беглость – число придуманных предложений – n, одно предложение – 1 балл.

2. Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. То есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям, считаются одинаковыми, например: веселый, весело.

Число слов, используемых один раз – т. Одно слово – 0,1 балла.

где Г – показатель гибкости.

3. Оригинальность. Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т. е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается один раз на выборке в 30–40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

Ор = 5 k,

где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0,1m + 5k, где Т3 – суммарный показатель третьего субтеста (для 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция. Приведи как можно больше определений для слова «книга». Например: «красивая книга» – какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста – 3 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям:

1. Беглость – суммарное число приведенных определений – n. Одно определение – 1 балл.

2. Гибкость – число приведенных классов – категорий ответов. Одна категория – 3 балла.

где Г – показатель гибкости; т – число категорий ответов. Список категорий:

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная…).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная…).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная…).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая…).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя…).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная…).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая…).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная…).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная…).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая…).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная…).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная…).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают 3 балла. В принципе, максимально возможный балл 12 х 3 = 36 баллов (это в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко). Как и в случае субтеста 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и соответственно добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3. Оригинальность – число оригинальных определений – в нашем случае – k. Оригинальное определение – приведенное всего один раз на выборке из 30–40 человек.

Одно оригинальное определение – 5 баллов.

Ор = 5 k (показатель оригинальности).

Т4 = n + 3 m + 5 k,

где Т4 – суммарный показатель 4 субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция. Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя прибавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1, и образец выполнения задания – лампа – рис. 2. Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков – 1–8 минут. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка).

Оценивание производится по двум показателям:

1. Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

М – число изображенных элементов (деталей), 1 деталь – 0,1 балла;

N2 – число использованных классов фигур (из четырех заданных, а, b, с, d), один класс фигур – 1 балл;

V 2 – изменяется от 0 до 4;

V 3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, одна ошибка – 0,1 балла;

Б =?(n1 + n2 – n3) (беглость).

Затем баллы Б (беглость) суммируются по четырем рисункам.

2. Оригинальность.

k 1 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов относительно друг друга.

Один оригинальный элемент – 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов (см. рис. 4). k 2 – оригинальность рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30–40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет – 5 баллов.

Ор = 5k +? 3k,

Т5 = Б + Ор,

Б – беглость, Ор – оригинальность.

Т5 – суммарный показатель 5 субтеста.

Рис. 1. Стимульный материал

Рис. 2. Пример выполненного изображения. Изображения для предварительного предъявления

Рис. 3. Образец тестового бланка

Рис. 4. Примеры рисунков, выполненных испытуемыми Субтест 6. Эскизы

Задача. В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов), каждую из них надо превратить в различные изображения.

Инструкция. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения двадцати картинок – 10 минут.

На рис. 5 изображена часть неиспользованного тестового бланка для данного субтеста. Размер квадрата 5 х 5 см.

Испытуемому предъявляется в качестве примера нарисованная рожица (рис. 6).

Тестовый бланк состоит из двух листов стандартной бумаги, на каждом листе изображено по 10 квадратов с кругом посередине (см. рис. 5).

Оценивание по трем показателям:

1. Беглость – число адекватных задаче изображенных рисунков; n – число рисунков (изменяется от 0 до 20). За один рисунок – 1 балл.

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.

2. Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию; m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.

Г = 3m (гибкость).

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы…).

2. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Рис. 5. Образец тестового бланка

Рис. 6. Пример рисунка для предварительного показа

3. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы…).

4. Игрушки, игры (любые).

5. Космос (ракета, спутник, космонавт…).

6. Лицо (любое человеческое лицо).

7. Люди (человек).

8. Машины, механизмы.

9. Посуда.

10. Предметы домашнего обихода.

11 Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние.).

12. Растения (любые – деревья, травы, цветы…).

13. Спортивные снаряды.

14. Продукты (еда).

15. Узоры, орнаменты.

16. Украшения (бусы, серьги, браслет…).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3. Оригинальность.

k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30–40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор = 5 k,

Ор – показатель оригинальности.

Т6 = n + 3 m + 5 k, где Т6 – суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по субтесту 6 следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 7).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5–7 лет.

Рис. 7. Примеры рисунков Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция. Найди как можно больше знакомых предметов в этом рисунке. Что здесь изображено?

Время выполнения субтеста – 3 минуты. Тестовый стимульный материал приведен на рис. 8.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям.

1. Беглость – суммарное число ответов – n; один ответ – 1 балл.

2. Оригинальность – число оригинальных, редких ответов – k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30–40 человек, один оригинальный ответ – 5 баллов.

Ор = 5 k.

T7 = n + 5k.

T7 – суммарный показатель седьмого субтеста.

Рис. 8. Стимульный материал

Качественный анализ полученных данных Субтест 1. Использование газеты

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 6 ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик – от 1 до 14 ответов.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее новое. Узнавать программу ТВ».

Редкие, оригинальные ответы: «Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, когда жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки».

Субтест 2. Заключения

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 4 ответа за 3 минуты. Размах составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено 80 типов ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха». Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки, будут учиться петь песни; будут выступать по телевидению; голубь полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу; у зверей отпадет шерсть и хвост».

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

12.4. Следователь и допрашиваемый как источники вербально-невербальной информации С точки зрения уголовно-процессуального закона доказательственное значение результатов допроса рассматривается лишь в связи с содержанием устной речи допрашиваемого, нашедшей

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ОГРАНИЧЕНИЯ И МОДИФИКАЦИИ Это довольно сложный момент.«Я хочу подумать об отпуске».Это кажется очень простым определением цели мышления. Но так ли оно просто? Или за ним скрывается множество факторов и предположений?Собирается ли человек думать о «любом» отпуске или

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации Знакомство Мы познакомились с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно присутствовала как психолог.Илюша

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

За порогом рациональности: лингвоцентризм и парадоксы невербальной коммуникации Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) Назначение. Шкала Вильямса – опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка – проводится индивидуально, время не ограничено.Раздается учителями в школе или на дом для

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Самооценка творческих способностей (Е. Туник) Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Диагностика вербальной креативности Адаптация теста С. Медника – подростковый и взрослый варианты{А. Н. Воронин, Т. В. Галкина} Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Методика

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Глава 1 О невербальной коммуникации Общение вербальное и невербальное является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация призвана способствовать взаимопониманию. Ни один человек не может представить свою жизнь вне общения. При общении друг с другом все

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Методика «Незаконченные предложения» в модификации Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой НазначениеМетодика, основанная на принципе вербального завершения, предназначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления.Стимульный материалПри

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Глава 7. Развитие навыков невербальной коммуникации Определяет основные области невербальной коммуникации, имеющей отношение к презентации, и изучает необходимые навыки невербальной поддержки презентации. Сообщения и метасообщения Основные навыки невербальной

Из книги автора

Основные навыки невербальной коммуникации Действия, связанные с управлением отношениями между сообщениями и метасообщениями в контексте презентации, можно разделить на следующие группы.1. Выбор и группирование элементов содержания и метасообщений в целостном

Из книги автора

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки По форме организации процесса обучения различные методики аутогенной тренировки могут отличаться преобладающей ориентацией в способе подачи текста. В одних случаях преобладает направленность на использование во

Из книги автора

2.7.2. Модификации классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействий Примером модификации классического варианта, разработанного по принципу построения развернутого состава формул самовнушения в рамках каждого классического упражнения аутогенной

Из книги автора

Влияние невербальной коммуникации Переключение внутренних состояний и использование пространственных якорей для изменения убеждений позволяет также вспомнить о значимости невербальной коммуникации. Вербальные сообщения, или слова, являются лишь одной из

В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …5
Природа креативности …5
Характеристика методики …б
Надежность методики …8
Валидность методики …10
Валидность по содержанию …10
Валидность по критерию …12
Прогностическая валидность …14
Конструктная валидность …14
Возрастная динамика креативности (сравнение американских и российских данных) …18
ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ …20
Описание субтестов …20
Процедура тестирования …22
Условия тестирования …22
Общая инструкция …23
Специальные инструкции к субтестам …25
Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста …28
Обработка результатов …30
Предварительные замечания …30
Субтест №1 «Вопросы» …32
Субтест N22 «Причины» …45
Субтест №3 «Следствия» …57
Субтест №4 «Улучшение предмета» …69
Субтест №5 «Необычное использование» …83
Субтест №6 «Необычные вопросы» …97
Субтест №7 «Необычная ситуация» …100
Суммирование первичных результатов …109
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Вербальная креативность» …111
Интерпретация основных показателей
вербальной креативности …11З
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …117
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …119
ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ …121
Описание субтестов …121
Процедура тестирования …122
Условия тестирования …122
Общая инструкция …122
Специальные инструкции к субтестам …124
Обработка результатов …126
Предварительные замечания …126
Беглость …127
Оригинальность …129
Разработанность …144
Абстрактность названий …149
Сопротивление замыканию …151
Суммирование первичных результатов …153
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность» …154
Интерпретация основных показателей Образной креативности …158
Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи) …160
ПРИЛОЖЕНИЕ N23 …165
ЛИТЕРАТУРА …167

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л) ; воображение (В) ; сложность (С) и склонность к риску (Р) . Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • Воображение . Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • Сложность . Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • Склонность к риску . Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тестовый материал
  1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  11. Необходимо зарегистрироваться

    Внимание!
    1. Никто не увидит Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время друзья не увидят

    Обработка данных теста

    При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

    При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

    Ключ к тесту

    Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

    Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

    Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

    Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

    Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
    Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

    Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

    Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

    Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику

    Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл – российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t – критерий Стьюдента).

    Источники
  • Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.59-64.

Методика изучения детской креативности (Е.Е. Туник)

Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу.

Проведение исследования. Время проведения методики - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация - Слова -предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – Выражение - предназначена для 9 - 15 лет. Методика состоит из 8 субтестов: "Использование предметов", "Заключения", "Выражение", "Словесная ассоциация", "Составление изображений", "Эскизы", "Спрятанная форма", "Задачи со спичками".

Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.

Субтест 1.

«Использование предметов» (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Время выполнения субтеста 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Субтест 2. «Заключения»

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Субтест 3. «Выражение»

Модификация для детей 9-15 лет

Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами».

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Субтест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова - книга. Например - красивая книга - какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 5. «Составление изображений»

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур рис.1 и образец выполнения задания - лампа рис.2 (Приложение 2)

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3. (Приложение 2)

Время выполнения всех рисунков - 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Субтест 6. «Эскизы»

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания - 10 минут.

На рис. 4 (Приложение 3) изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста. Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5 Приложение 3).

Субтест 7. «Спрятанная форма»

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6) Приложение 4, всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Субтест 8. «Задачи со спичками»

Задача: Передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.

На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения субтеста 9 минут.

Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого – то квадрата.

Задача № 2: приложить к 4 спичкам 5 спичек, так чтобы получилось 100 (число или слово).

Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.

Методика П. Торренса

«Определение творческого воображения, креативности»

Данный тест впервые был предложен американским психологом Э. П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет).

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Нас интересуют тесты, связанные с изобразительной деятельностью.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности.

Тест творческого мышления Е. П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шебланова, Н. Б. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (Е.Е.ТУНИК)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • * Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • * Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • * Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • * Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.



Copyright © 2024 Женские секреты.