Физическое совершенство и физическое совершенствование. Физическое совершенство - это красота и здоровье тела. Выбрать летние виды спорта

В единстве с воспитанием основных двиг. способностей в процессе физ.воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств. Значительную роль играет системное воздействие на формир-ие и состояние осанки, гибкости тела и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Различают основную форму проявления осанки , выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку , т.е, вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщика, осанка бегуна и т.д.). При фиксации нормальной осанки в основной стойке голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка paзвёрнута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений - с минимальными, по сравнению с другими вертикальными стойками, усилиями. При благоприятных усл-ях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами ЦНС.

Тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу,

Опорные, рессорные и пластические свойства скелета, а также взаимодействие его звеньев.

Методика воспитания осанки :1.Формир-ие и закрепление навыка «основной стойки», для этого надо сформулировать представление об осанке и прочувствовать её.(Методы-словестный,наглядный, прочувствования) 2.Освоение и закрепление навыков рациональной осанки в двигательных действиях.

Внешние признаки осанки. При этом имеют в виду главным образом внешние выраженные признаки основной позы прямостояния (постановки головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и т. п.)

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макс. амплитуда (размах) движений. Высокий уровень подвижности в суставах облегчает приобретение и совершенствование новых двиг.навыков, предохраняет от травм опорно-двиг.аппарат, способствует снижению напряжения мышц при выполнении движ-ий, облегчает реализацию скоростных, силовых и координацион.способностей.

Различают, активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил - тяжести, усилий партнера и т.д.).

Для в-ия гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (УПР. на растягивание). Они делятся на активные УПР., активно-пассивные и пассивные. В пассивных УПР . макс.амплитуда достиг-ся за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движ-ях увеличение амплитуды достиг-ся за счет собственного веса тела (шпагат, растягивание в висах на перекладине),.К активным УПР . относ-ся махи, медлен.движ-ия с макс.амплитудой, статические напряжения с сохранением позы.

Методика воспитания гибкости основана на использовании упражнения на растягивания. Средства: как правило простые упражнения, наклоны, маховые движения, с самозахватом, с внешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинематической сети.

Методические условия применения :

1)обязательность разминки перед выполнением упражнений

2)ставить конкретные цели

3)упр. на растягивание выполняется сериями в послед-ти для верхн. конечностей, для тул., для нижн. конечностей

4)между сериями на растягивание выполнять упражнение на расслабление

5)при выполнении упражнений, их амплитуду постепенно увеличивать

6)основной метод развития гибкости- повторный

7)использовать психическую настройку, активное самовнушение и творческую активность

8)в тренир. процессе, направленном на развитие активной динамической гибкости целесообразно первыми выполнять упражнения для совершенствования пассивной гибкости, затем активно динамической.

Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания травматизма, УПР. на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания (после разминки или в конце основной части трен.занятия на суше или между отдельными подходами в силовых упр.).Растяжение м-ц и сухожилий после сил.УПР. снижает тоническое напряжение м-ц и способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Физическое совершенство - Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Особенности этапа результирующей отработки действий: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Цель дальнейшая отработка двигательного действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка.

Решаемые задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (необходимые усилия, рациональный ритм и темп, точность, эффективность, экономичность и т.д.)

3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от сложившихся внешних условий выполнения действия.

Ориентировочная основа действия на этом этапе как бы свёртывается – часть опорных точек на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что не исключает возможность вновь их брать под сознательный контроль, когда этого требуют обстоятельства).

Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе применяются методы вариативного интервального упражнения с разнообразными приёмами изменения параметров и условий действия.

Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей способов выполнения двигательных действий – повторно-переменного и интервального упражнения с жёсткими и иными интервалами отдыха .

Шире используются игровой и соревновательные методы.

Многократное воспроизведение разученного действия, служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), определяющих его эффективность.

Это обеспечивается следующими методическими приёмами:

Использование в процессе выполнения упражнений дополнительных сопротивлений и отягощений в чередовании с выполнением упражнений без сопротивлений и отягощений.

Стимулирование скорости и темпа выполнения движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих внешних условий (свето и звуколидеры, тренажёры, силы инерции, реакции опоры и т. д.).

Выполнение упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями.

Идеомоторное упражнение используется как способ самонастройки на совершенное исполнение двигательного действия в сжатом, сокращённом виде с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях его выполнения, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок.

Предупреждение и исправление ошибок:

Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит его автоматизацию. Это исключается при использовании методических приёмов, способствующих переключению внимания на его результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации.

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка; либо наоборот нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

Нарушение меры между отработкой двигательного навыка и воспитанием физических качеств.

Для этого необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность.

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием:

Такой контроль включает определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит его надёжность и эффективность.

Общая результативность действия – оценивается в тестах и соревнованиях, результаты которых сопоставляются с табличными нормативами. Здесь определяется лишь внешняя результативность действия, но не выявляются отдельные составляющие, от которых зависит его практическая эффективность.

Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия. Например, по результату выпрыгивания вверх толчком двух ног с места, оценивается двигательный потенциал в прыжках в высоту. Об эффективности техники действия можно судить в беге по соотношению длительности полётных и опорных фаз или по соотношению длины и частоты шагов.

Степень автоматизации движений – оценивается по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на те или иные объекты и задачи. Например, выполнение упражнений, связанных с ограничением зрительного и экстерорецептивного контроля или в процессе выполнения упражнения, анализ внешних условий на решение дополнительных задач двигательной деятельности.

О степени надежности приобретённого навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по его целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных тестов позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования двигательного навыка на завершающем этапе отработки действия.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку и специальную.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

СПОРТ – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

Ø Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Ø Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

Ø Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

Ø Многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Ø Приобретение базовых знаний научно-практического характера.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Ø Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость);

Ø Формирование этических и эстетических качеств личности;

Ø Развитие интеллекта;

Ø Развитие психомоторной функции.

Методы воспитания

Ø МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, сложившиеся традиции:

a) УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ (разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.)

b) УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ (показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.)

Методы воспитания

Ø МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ (метод практического приучения) заключается в такой организации повседневной жизни и многократно повторяемой человеком деятельности, которая позволяет совершенствовать навыки поведения в различных ситуациях, повышая сознательность. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Ø НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Методы воспитания

Ø МЕТОД ПООЩРЕНИЯ представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающих человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Ø МЕТОД НАКАЗАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) – система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Основные понятия

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Основные понятия

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория);

Ø ВРЕМЕННЫЕ (длительность движений и темп);

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (это скорость и ускорение);

Ø ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Физические качества

Ø СИЛА

Ø БЫСТРОТА

Ø ВЫНОСЛИВОСТЬ

Ø ГИБКОСТЬ

Ø ЛОВКОСТЬ

Ø СИЛА - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Ø СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Ø АБСОЛЮТНАЯ СИЛА - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Ø ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:

Ø Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.

Ø Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Ø Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.

Теория и методика физической подготовки

ТЕОРИЯ - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему или ее элементы, функции.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Средства

СРЕДСТВО

1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособление.)

Средства развития силовых качеств

В качестве основных средств используются физические упражнения , направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям.

Понятие нагрузки

Нагрузка- это дополнительная по сравнению с покоем СТЕПЕНЬ функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятия «внешней» и «внутренней» стороны нагрузки

Внешняя сторона

Форма выполнения упражнения.

Вес на снаряде

Продолжительность выполнения упражнения

Преодолевание расстояния

Скорость движения

Внутренняя сторона

Потребление кислорода

Легочная вентиляция

Конкретная работа мышц

Энергетическая стоимость

Характеристики нагрузки

Объем нагрузки

Километраж

Общий вес отягощений

Общее число движений

Общая пульсовая стоимость (телеметрия)

Энергетическая стоимость (телеметрия)

Характеристики нагрузки

Интенсивность нагрузки

Скорость движения

Разовый вес отягощения

Мощность работы

Пульсовая интенсивность (отношение ЧСС к продолжительности выполнения упражнения)

Энергетическая стоимость

Зоны интенсивности

Максимальная

Субмаксимальная

Умеренная

Зоны интенсивности

Зоны интенсивности % использование жира

Соотношение интенсивности и объема

Соотношение обратно-пропорциональное - чем выше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.

Понятие плотности занятия

Плотность занятия – отношение времени выполнения упражнения к общему времени занятия.

Основные понятия

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце

Степень утомления по внешним признакам

Изменение цветовых оттенков кожи

Потоотделение

Качество выполнения упражнения

Сосредоточенность внимания

Настроение

Общее самочувствие

Интервалы отдыха

Отдых между подходами

Ординарный

Напряженный

Мини-макс интервал

Отдых между занятиями

Ординарный

Суперкомпенсаторный

Основные понятия

Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

(от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. любой деятельности.

Методика проведения занятия

Форма занятия

Структура занятия

Определение частных целей и задач

Определение средств и методов исходя из принципов

Определение технического и методического обеспечения занятия

Принципы и методы силовой тренировки.

Принцип или начало (лат. principium , греч. αρχή) - в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

1) начало - основа основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Ме́тод (от греч. μέθοδος - «способ») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

«Не вреди»

Учитываются показания и противопоказания, ограничения в адаптации к физической нагрузке.

Принцип доступности.

Учитывается доступность средств в координационном, функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам.

Принцип биологической целесообразности.

Учет специфичности реакций организма на тренирующее воздействие.

Программно-целевой принцип

Планирование процесса осуществляется из содержания целей и задач.

Реализация программно-целевого принципа

Принцип интеграции.

Учет всех накопленных знаний, статистики и практического опыта спорта и ЛФК.

Принцип взаимодействия психических и физических сил человека.

Единство духа и тела.

Управление телом через психологические приемы.

Принцип индивидуализации.

Реализуется в индивидуальном подходе с учетом психологических и физиологических сторон.

Реализуется непосредственно при персональном тренинге.

Принцип половых различий.

Учитывает физиологическую и психологическую особенность полов.

Принцип возрастных изменений в организме.

При разработке фитнес-программ учитываются возрастные особенности человека.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Важнейшим критерием в отборе применяемых средств является эстетика.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.

Создание концептуальной платформы здорового образа жизни.

Понимание человеком высших аспектов бытия (смысла жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.)

Принцип биоритмической структуры.

Ритм-основа всех биологических связей.

Учет биоритмов (суточных, месячных, годовых…)

Основные методические направления

1. Упражнения с отягощениями НЕ достигающими околопредельных величин.

2. Упражнения в которых отягощения приближаются к максимальным.

Методы экстенсивного воздействия

Плохо

Невозможно в полной мере воссоздать тот специфический способ функционирования мышечной и других систем организма, при котором максимально проявляются эти способности.

Хорошо

Объем мышечной работы существенно активизирует обменно-трофические процессы (мышечный объем, укрепление ОДА, нет травм.)

Методы интенсивного воздействия

Плохо

Не подходят детям.

Риск травм.

Не позволяют стимулировать морфо-функциональные перестройки в мышцах. Затруднен самоконтроль.

Хорошо

Гарантируют высокую степень развития собственно-силовых способностей. Быстрое их прогрессивное изменение.

Основные методы развития физических качеств.

Равномерный. Характеризуется равномерной нагрузкой на всем протяжении выполнения упражнения.

Переменный метод

Характеризуется меняющейся нагрузкой или сменой двигательных действий (упражнений).

Интервальный метод.

Характеризуется интервалами выполнения упражнения и отдыха.

Переменно-интервальный

Характеризуется изменяющимися нагрузкой и интервалами времени выполнения упражнения-отдыха.

Повторный метод

Характеризуется повторением упражнения с соблюдением всех его стандартов.

Повторно-интервальный

Характеризуется повторением упражнения с четким регламентом времени отдыха.

Соревновательный метод

Характеризуется созданием условий соревнования, в результате которого достигается максимальный эффект от выполнения упражнения.

СИЛОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Силовое упражнение представляет из себя повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1-5 с) и значительным внешним сопротивлением (более 30% от максимального произвольного усилия). Заметим, что понятие упражнение часто используется как синоним целостного двигательного действия, например, подъем штанги из исходной позы и возвращение к ней.

Классификация силовых упражнений

1. УПРАЖНЕНИЯ С ВНЕШНИМ ОТЯГОЩЕНИЕМ

Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением

Обеспечивается посредством специальных снарядов

Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением

Отягощение не лимитировано и в определенных случаях варьирует независимо от воли выполняющего упражнение.

Упражнения с отягощением собственным телом.

Упражнения в самосопротивлении.

Динамические

Статические

Статико-динамические

Преодолевающего характера

Уступающего характера

Локальные и региональные

Тотальные -общего воздействия

2. ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Ø На мышцы рук

Ø Ног

Ø Брюшного пресса,

Ø Спины и т.д.

3. ПО ПРИЗНАКУ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Ø скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

Ø упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

Ø упражнения, требующие высокой координации движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

Ø упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

4. ПО ПРИЗНАКУ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЯ:

Ø Циклические;

Ø Ациклические;

Ø Смешанные.

5. ПО ПРИЗНАКУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН МОЩНОСТИ:

Ø Максимальной;

Ø Субмаксимальной;

Ø Большой;

Ø Умеренной.

6. ПО ПРИЗНАКУ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

Ø Соревновательные;

Ø Специально подготовительные;

Ø Обще подготовительные.

Частные принципы силовой тренировки.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

Этот процесс характеризуется следующими показателями:

1. Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).

2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).

3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс управляемый. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения.

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.

Физическая подготовка - это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не может быть единого идеала физического совершенства.

Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.

В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра: духовную чистоту; моральное совершенство; физическое гармоничное и оптимальное развитие.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:

1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям.

2. Высокая общая физическая работоспособность

3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка

4. Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений

5. Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека.

6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.

  • 2.2. Спортивная тренировка: ее принципы, средства и методы
  • 2.3. Принципы спортивной тренировки
  • 2.4. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 2.5. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 2.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 2.7. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 2.8. Физические качества
  • 2.9. Соревнования и их виды
  • 2.10. Основные положения при проведении самостоятельных занятий
  • 2.11. Планирование самостоятельных занятий
  • 2.12. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 3. Физическая культура и здоровье студентов
  • 3.1. Определение здоровья
  • 3.2. Здоровье - ведущий фактор безопасности нации
  • 3.3. Заболевания
  • 3.4. Показатели здоровья населения
  • 3.5. Основные факторы здорового образа жизни
  • 3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студентов
  • 3.7. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
  • 3.7.1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
  • 3.7.2. Физические упражнения и система дыхания
  • 3.7.3. Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
  • 3.7.4. Физическая культура и нейроэндокринная система
  • 3.7.5. Влияние физических упражнений на другие системы организма
  • 3.8. Особенности занятий для девушек
  • 3.9. Рациональное питание при повышенных умственных и физических нагрузках
  • 3.10. Основы гигиены массовой физической культуры
  • 3.11. Самомассаж
  • 3.12. Особенности методики занятий со специальными медицинскими группами
  • Распределение студентов на медицинские группы
  • 3.13. Средства физической культуры, применяемые на занятиях со специальными медицинскими группами
  • 3.13.1. Упражнения без предметов
  • 3.13.2. Упражнения с предметами
  • 3.13.3. Упражнения на снарядах
  • 3.13.4. Упражнения специальной направленности
  • 3.13.5. Прикладные упражнения
  • 3.13.6. Спортивные и подвижные игры
  • 3.13.7. Плавание
  • 3.13.8. Лыжный спорт
  • 3.14. Повреждения опорно-двигательного аппарата
  • 3.14.1. Остеохондроз и сколиоз
  • 3.14.2. Комплекс упражнений при остеохондрозе и сколиозе
  • 3.14.3. Плоскостопие
  • 3.14.4. Комплекс специальных упражнений при плоскостопии
  • 3.15. Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • 3.15.1. Гипертоническая болезнь
  • 3.15.2. Комплекс упражнений при гипертонии
  • 3.15.3. Облитерирующие заболевания артерий
  • 3.15.4. Комплекс физических упражнений при облитерирующих заболеваниях артерий
  • 3.16. Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • 3.16.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • 3.17. Заболевания органов дыхания
  • 3.17.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
  • 3.18. Миопия
  • 3.18.1. Комплекс упражнений при миопии
  • 3.19. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями
  • 3.19.1. Цели, задачи и формы организации врачебного контроля
  • 3.19.2. Оценка физического развития
  • 3.20. Контроль и самоконтроль в процессе проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом
  • 3.20.1. Субъективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.2. Объективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.3. Показатели физического развития
  • 3.20.4. Показатели развития физических качеств
  • 3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях по физическому воспитанию
  • Ч а с т ьii
  • 1. Легкая атлетика
  • 1.1. Краткая историческая справка
  • 1.2. Характеристика легкоатлетических упражнений
  • 1.3. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике
  • 1.4. Программа физического совершенствования студентов по легкой атлетике
  • 2. Лыжный спорт
  • 2.1. Краткая историческая справка
  • 2.2. Виды лыжного спорта
  • 2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря, одежды и обуви лыжника-гонщика
  • 2.4. Техника способов передвижения на лыжах
  • 2.5. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, методика обучения способам передвижения на лыжах
  • 2.6. Подготовка лыжных трасс
  • 3. Гимнастика
  • 3.1. Краткий исторический обзор
  • 3.2. Создание национальных систем гимнастики
  • 3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности
  • 3.3.2. Спортивные виды гимнастики
  • 3.3.3. Прикладные виды гимнастики
  • 3.4. Гимнастика как раздел учебного предмета
  • 3.5. Основные сведения о гимнастической терминологии
  • 3.6. Страховка и помощь в гимнастике
  • 4. Спортивное ориентирование
  • 4.1. Краткая историческая справка
  • 4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании
  • 4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков
  • Список литературы
  • Приложения Приложение 1 Отечественные легкоатлеты - победители олимпийских игр
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Содержание
  • В.В. Чешихина, в.Н. Кулаков, с.И. Филимонова
  • 1.6. Физическое совершенство

    Оптимизация физического развития идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие “физическое совершенство ” обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно-исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

    1.7. Спорт

    Всовременных системахфизического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире.

    Спорт как одна из форм физической культуры, также оказывает позитивное влияние на здоровье людей (Н.И. Пономарев 1996; А. Хардман 1996; и др.).

    Однако исследования показали, что на современном этапе в России частично произошла переориентация физической культуры. В связи с чем обнаружились следующие негативные изменения: снижение физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях затруднило доступ к занятиям физической культурой, особенно детей и подростков, ослабило ее оздоровительную функцию, что в условиях общего ухудшения здравоохранения может поставить под угрозу выживание всего народа (Н.А. Пономарев, 1996).

    Проблема воздействия спорта на здоровье имеет большое социальное, прикладное и теоретическое значение. Современные исследования показали, что неправильная методика, использование запрещенных процедур и препаратов оказывают негативное влияние на здоровье. Однако причины заболеваний у спортсменов связаны не с самой сущностью спорта, а с определенными “факторами риска”, число которых в современных условиях стремительно возрастает. Эти факторы сгруппированы авторами следующим образом: недочеты системы отбора, спортивной ориентации, допуска к тренировке и соревнованиям, нарушение режима и методики тренировки, несоблюдение требований гигиены и здорового образа жизни, недостатки врачебно-педагогического контроля, отсутствие должной индивидуализации тренировки, недостаточный учет специфических факторов отдельных видов спорта (В.А. Геселевич, Н.Д. Граевская, В.Г. Лиошенко, Л.Н. Марков, 1996). Перечисленные “факторы риска” во многом указывают на недостатки в подготовке физкультурных кадров.

    В связи с этим учеными активно разрабатываются пути и стратегии выхода из кризисной ситуации.

    Достижение ученых последних лет - создание новых концепций и программ физического воспитания, принципиальным шагом которых является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации здорового образа жизни. Главные принципы этой стратегии - адекватность содержания физической подготовки, занятий отдельными видами спорта и их условий индивидуальному состоянию человека, свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями каждого человека (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.И. Лях, А.П. Матвеев, 1996 и др.). Проверенная экспериментально концепция физического воспитания и спорта позволяет утверждать, что создание условий для освоения человеком комплекса ценностей физической культуры становится для него мощным стимулом самоопределения и самореализации в современном мире (Л.И. Лубышева, 1996).

    Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими). В отличие от других форм деятельности человека, включающих соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства и т.д.), соревновательная деятельность в спорте строится прежде всего по специфической логике, в форме состязания. При этом ее характеризуют особый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания.

    Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте – достижение возможно высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют ее социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт - это и неуклонное стремление человека к расширению “границ” своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом жизненном пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое. Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление. В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

    В широком понимании «спорт» - это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

    Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективным закономерностям их достижения в процессе специальной подготовки (необходимость углубленной специализации, связанной с использованием тренировочных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения - от квалификационных значков и званий до высших правительственных наград). В силу этого спорт, по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания, позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

    В интересах конкретизации представлений о соотношении физического воспитания и спорта важно наряду с изложенным учитывать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В особой мере это относится к спорту высших достижений (так называемому “большому спорту”). Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средством физической культуры или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельный спорт и некоторые другие виды спорта, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельностью).

    С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универсальное средство физического воспитания. В связи с повышенными, нередко предельными требованиями к функциональным возможностям организма и прочими специфическими особенностями спортивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие средства , предоставляющие возможности для менее “острого”, более регулируемого и избирательного воздействия (строго регламентированные физические упражнения, относящиеся к основной гимнастике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм, гигиенические факторы и использование внешних сил природы (солнца, воздуха, воды).

    Кроме обобщающего понятия “спорт” пользуются термином “вид спорта”, означающим вид соревновательной деятельности, который характеризуется определенным предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой). Так, например, говорят о существовании многих видов спорта, о классификации видов спорта и т.д.

    Контрольные вопросы:

      Что такое физическая культура?

      Назовите основные понятия теории физического воспитания.

      Какие основные понятия изучает Теория физической культуры?

      Какую роль играет физическая культура в жизни человека?

      Как влияет физическое воспитание на физическое развитие человека?

      Существует ли эталон физического совершенства человека?

      Понятие «спорт», его социальные функции.

    "
    

    Copyright © 2024 Женские секреты.