Формула для вычисления ph раствора. Сплетни Платье на лето! Какое самое лучшее? И красивое, и удобное, и легкое

Вода – очень слабый электролит, в незначительной степени диссоциирует, образуя ионы водорода (H +) и гидроксид-ионы (OH –),

Этому процессу соответствует константа диссоциации:

.

Поскольку степень диссоциации воды очень мала, то равновесная концентрация недиссоциированных молекул воды с достаточной точностью равна общей концентрации воды, т. е. 1000/18 = 5,5 моль/дм 3 .
В разбавленных водных растворах концентрация воды мало изменяется и ее можно считать постоянной величиной. Тогда выражение константы диссоциации воды преобразуется следующим образом:

.

Константа , равная произведению концентрации ионов H + и OH – , представляет собой постоянную величину и называется ионным произведением воды . В чистой воде при 25 ºС концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов равны и составляют

Растворы, в которых концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов одинаковы, называются нейтральными растворами.

Так, при 25 ºС

– нейтральный раствор;

> – кислый раствор;

< – щелочной раствор.

Вместо концентраций ионов H + и OH – удобнее пользоваться их десятичными логарифмами, взятыми с обратным знаком; обозначаются символами pH и pOH:

;

.

Десятичный логарифм концентрации ионов водорода, взятый с обратным знаком, называется водородным показателем (pH).

Ионы воды в некоторых случаях могут взаимодействовать с ионами растворенного вещества, что приводит к существенному изменению состава раствора и его pH.

Таблица 2

Формулы расчета водородного показателя (рН)

* Значения констант диссоциации (K ) указаны в приложении 3.

pK = – lgK ;

HAn – кислота; KtOH – основание; KtAn – соль.

При вычислениях pH водных растворов необходимо:

1. Определить природу веществ, входящих в состав растворов, и подобрать формулу для расчета pH (таблица 2).

2. Если в растворе присутствует слабая кислота или основание, найти по справочнику или в приложении 3 pK этого соединения.

3. Определить состав и концентрацию раствора (С ).

4. Подставить численные значения молярной концентрации (С ) и рK
в расчетную формулу и вычислить рН раствора.

В таблице 2 приведены формулы расчета pH в растворах сильных и слабых кислот и оснований, буферных растворах и растворах солей, подвергающихся гидролизу.

Если в растворе присутствует только сильная кислота (HАn), которая является сильным электролитом и практически полностью диссоциирует на ионы , то водородный показатель (pH) будет зависеть от концентрации ионов водорода (H +) в данной кислоте и определяться по формуле (1).

Если в растворе присутствует только сильное основание , которое является сильным электролитом и практически полностью диссоциирует на ионы , то водородный показатель (pH) будет зависеть от концентрации гидроксид-ионов (OH –) в растворе и определяться по формуле (2).

Если в растворе присутствует только слабая кислота или только слабое основание, то pH таких растворов определяется по формулам (3), (4).

Если в растворе присутствует смесь сильной и слабой кислот, то ионизация слабой кислоты практически подавлена сильной кислотой, поэтому при расчете рН в таких растворах пренебрегают присутствием слабых кислот и используют формулу расчета, применяемую для сильных кислот, (1). Такие же рассуждения верны и для случая, когда в растворе присутствует смесь сильного и слабого оснований. Вычисления рН ведут по формуле (2).

Если в растворе присутствует смесь сильных кислот или сильных оснований, то вычисления рН ведут по формулам расчета рН для сильных кислот (1) или оснований (2), предварительно просуммировав концентрации компонентов.

Если же раствор содержит сильную кислоту и ее соль или сильное основание и его соль, то рН зависит только от концентрации сильной кислоты или сильного основания и определяется по формулам (1) или (2).

Если в растворе присутствует слабая кислота и ее соль (например, CH 3 COOH и CH 3 COONa; HCN и KCN) или слабое основание и его соль (например, NH 4 OH и NH 4 Cl), то эта смесь представляет собой буферный раствор и рН определяется по формулам (5), (6).

Если в растворе присутствует соль, образованная сильной кислотой и слабым основанием (гидролизуется по катиону) или слабой кислотой и сильным основанием (гидролизуется по аниону), слабой кислотой и слабым основанием (гидролизуется по катиону и аниону), то эти соли, подвергаясь гидролизу, изменяют величину рН, а расчет ведется по формулам (7), (8), (9).

Пример 1. Вычислите pH водного раствора соли NH 4 Br с концентрацией .

Решение. 1. В водном растворе соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролизуется по катиону согласно уравнениям:

В водном растворе в избытке остаются ионы водорода (Н +).

2. Для вычисления pH воспользуемся формулой расчета водородного показателя для соли, подвергающейся гидролизу по катиону:

.

Константа диссоциации слабого основания
K = 4,74).

3. Подставим численные значения в формулу и вычислим водородный показатель:

.

Пример 2. Вычислите pH водного раствора, состоящего из смеси гидроксида натрия, моль/дм 3 и гидроксида калия, моль/дм 3 .

Решение. 1. Гидроксид натрия (NaOH) и гидроксид калия (KOH) относятся к сильным основаниям, которые практически полностью диссоциируют в водных растворах на катионы металла и гидроксид-ионы:

2. Водородный показатель будет определяться суммой гидроксид-ионов. Для этого суммируем концентрации щелочей:

3. Вычисленную концентрацию подставим в формулу (2) для вычисления pH сильных оснований:

Пример 3. Рассчитайте pH буферного раствора, состоящего из 0,10 М раствора муравьиной кислоты и 0,10 М раствора формиата натрия, разбавленного в 10 раз.

Решение. 1. Муравьиная кислота HCOOH – слабая кислота, в водном растворе лишь частично диссоциирует на ионы, в приложении 3 находим муравьиной кислоты :

2. Формиат натрия HCOONa – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием; гидролизуется по аниону, в растворе появляется избыток гидроксид-ионов :

3. Для вычисления pH воспользуемся формулой для вычисления водородных показателей буферных растворов, образованных слабой кислотой и ее солью, по формуле (5)

Подставим численные значения в формулу и получим

4. Водородный показатель буферных растворов при разбавлении не изменяется. Если раствор разбавить в 10 раз, его рН сохранится равным 3,76.

Пример 4. Вычислите водородный показатель раствора уксусной кислоты концентрации 0,01 М, степень диссоциации которой равна 4,2 %.

Решение. Уксусная кислота относится к слабым электролитам.

В растворе слабой кислоты концентрация ионов меньше концентрации самой кислоты и определяется как a C.

Для вычисления рН воспользуемся формулой (3):

Пример 5. К 80 см 3 0,1 н раствора СН 3 СООН прибавили 20 см 3 0,2
н раствора CH 3 COONa. Рассчитайте рН полученного раствора, если K (СН 3 СООН) = 1,75∙10 –5 .

Решение. 1. Если в растворе находятся слабая кислота (СН 3 СООН) и ее соль (CH 3 COONa), то это буферный раствор. Рассчитываем рН буферного раствора данного состава по формуле (5):

2. Объем раствора, полученного после сливания исходных растворов, равен 80 + 20 = 100 см 3 , отсюда концентрации кислоты и соли будут равны:

3. Полученные значения концентраций кислоты и соли подставим
в формулу

.

Пример 6. К 200 см 3 0,1 н раствора соляной кислоты добавили 200 см 3 0,2 н раствора гидроксида калия, определить рН полученного раствора.

Решение. 1. Между соляной кислотой (HCl) и гидроксидом калия (KOH) протекает реакция нейтрализации, в результате которой образуется хлорид калия (KCl) и вода:

HCl + KOH → KCl + H 2 O.

2. Определим концентрацию кислоты и основания:

По реакции HCl и KOH реагируют как 1: 1, поэтому в таком растворе в избытке остается KOH с концентрацией 0,10 – 0,05 = 0,05 моль/дм 3 . Так как соль KCl гидролизу не подвергается и не изменяет рН воды, то на величину рН окажет влияние находящийся в избытке в этом растворе гидроксид калия. KOH является сильным электролитом, для расчета рН используем формулу (2):

135. Сколько граммов гидроксида калия содержится в 10 дм 3 раствора, водородный показатель которого равен 11?

136. Водородный показатель (рН) одного раствора равен 2, а другого – 6. В 1 дм 3 какого раствора концентрация ионов водорода больше и во сколько раз?

137. Укажите реакцию среды и найдите концентрацию и ионов в растворах, для которых рН равен: а) 1,6; б) 10,5.

138. Вычислите рН растворов, в которых концентрация равна (моль/дм 3): а) 2,0∙10 –7 ; б) 8,1∙10 –3 ; в) 2,7∙10 –10 .

139. Вычислите рН растворов, в которых концентрация ионов равна (моль/дм 3): a) 4,6∙10 –4 ; б) 8,1∙10 –6 ; в) 9,3∙10 –9 .

140. Вычислите молярную концентрацию одноосновной кислоты (НАn) в растворе, если: а) рН = 4, α = 0,01; б) рН = 3, α = 1 %; в) pH = 6,
α = 0,001.

141. Вычислите рН 0,01 н раствора уксусной кислоты, в котором степень диссоциации кислоты равна 0,042.

142. Вычислите рН следующих растворов слабых электролитов:
а) 0,02 М NH 4 OH; б) 0,1 М HCN; в) 0,05 н HCOOH; г) 0,01 М CH 3 COOH.

143. Чему равна концентрация раствора уксусной кислоты, рН которой равен 5,2?

144. Определите молярную концентрацию раствора муравьиной кислоты (HCOOH), рН которого 3,2 (K НСООН = 1,76∙10 –4).

145. Найдите степень диссоциации (%) и 0,1 М раствора СН 3 СООН, если константа диссоциации уксусной кислоты равна 1,75∙10 –5 .

146. Вычислите и рН 0,01 М и 0,05 н растворов H 2 SO 4 .

147. Вычислите и рН раствора H 2 SO 4 с массовой долей кислоты 0,5 % (ρ = 1,00 г/см 3).

148. Вычислите pH раствора гидроксида калия, если в 2 дм 3 раствора содержится 1,12 г KОН.

149. Вычислите и pH 0,5 М раствора гидроксида аммония. = 1,76∙10 –5 .

150. Вычислите рН раствора, полученного при смешивании 500 см 3 0,02 М CH 3 COOH с равным объемом 0,2 М CH 3 COOK.

151. Определите pH буферной смеси, содержащей равные объемы растворов NH 4 OH и NH 4 Cl с массовыми долями 5,0 %.

152. Вычислите, в каком соотношении надо смешать ацетат натрия и уксусную кислоту, чтобы получить буферный раствор с pH = 5.

153. В каком водном растворе степень диссоциации наибольшая: а) 0,1 М СН 3 СООН; б) 0,1 М НСООН; в) 0,1 М HCN?

154. Выведите формулу для расчета рН: а) ацетатной буферной смеси; б) аммиачной буферной смеси.

155. Вычислите молярную концентрацию раствора HCOOH, имеющего pH = 3.

156. Как изменится рН, если вдвое разбавить водой: а) 0,2 М раствор HCl; б) 0,2 М раствор СН 3 СООН; в) раствор, содержащий 0,1 М СН 3 СООН и 0,1 М СН 3 СООNa?

157*. 0,1 н раствор уксусной кислоты нейтрализовали 0,1 н раствором гидроксида натрия на 30 % своей первоначальной концентрации. Определите рН полученного раствора.

158*. К 300 см 3 0,2 М раствора муравьиной кислоты (K = 1,8∙10 –4) прибавили 50 см 3 0,4 М раствора NaOH. Измерили рН и затем раствор разбавили в 10 раз. Рассчитайте рН разбавленного раствора.

159*. К 500 см 3 0,2 М раствора уксусной кислоты (K = 1,8∙10 –5) прибавили 100 см 3 0,4 М раствора NaOH. Измерили рН и затем раствор разбавили в 10 раз. Рассчитайте рН разбавленного раствора, напишите уравнения химической реакции.

160*. Для поддержания необходимого значения рН химик приготовил раствор: к 200 см 3 0,4 М раствора муравьиной кислоты прибавил 10 см 3 0,2 % раствора KОН (p = 1 г/см 3) и полученный объем разбавил в 10 раз. С каким значением рН получен раствор? (K HCOOH = 1,8∙10 –4).

Парень не хочет работать полный день, у него все время отговорки, мол опять мне станет плохо и все такое. Учится на очке в магистратуре, раз в неделю бывает на парах, с преподавателями договорился. Я устроиться официально не могу, чтобы учебу не пропускать (у нас баллы за посещение)..плюс это теперь не считается уважительной причиной, бесплатной заочки по специальности нет. Сейчас нет денег, я его прошу, оставаться на работе, чтобы хоть что-то заработать. Меня в ту фирму, где он работает не берут пока что. В ответ он мне 25-1000 отговорок, то вуз, то работа, то вдруг мне плохо станет как зимой, когда пластом лежал с давлением. У мамы своей все время денег просит на свои поездки, а с моих трясет на кварплату. Мои родители пока не могут давать денег, т.к. до этого сестрам на соревнования нужны были деньги и у мамы с сестрой проблемы с сердцем нужно лечение и лекарства, брат не разговаривает мама ему на уколы и лекарства отдала около 8тыс (уколы +витамины). Мне кажется,что ему плевать на моих родителей. Да и вообще его мама якобы «договорилась» с моей мамой о том,что будут давать 3 тыс/мес, но мама сказала по-возможности. Папа до этого давал спокойно, пока не начались проблемы. И его мама повзонила с наездом на мою маму мол деньги не даете, мы «типо» договаривались, потом стала говорить мол готовьте 10к(откуда такая сумма я хз). В моей семье работает только папа, мама трудоустроена в ленте, но на работу не зовут. В городе магазин не выполняет половину плана по продажам в городе. В его семье работают в черную, что его мама, что отчим. Мои родители в белую. В его семье 4 человека считая его, в моей 6 вместе со мной.. Сегодня спросила про подработку, но там 600р в день работать с 9-20:00..Хз когда позвонят. Папа на вахте, собрать документы для социальной стипендии тоже не можем..

Просмотр

Знакомства, Любовь, Отношения Я понимаю там молодой Джонни Депп (ну или кто там вам нравится больше всех), красивый, галантный, с бархатным баритоном. Мужчина в постель к которому женщины сами мечтают попасть. Тогда понимаю уверенность в себе. И то такой мужчина не предложит прямо ничего, он разожжет страсть и все само произойдет плавно и естественно. А сколько случаев, когда сидит Васек какой-нибудь и спрашивает: ну что поехали ко мне?))) Он считает себя неотразимым таким? Что любая женщина его видя в первый раз, уже мечтает о продолжении банкета?

Парень не хочет работать полный день, у него все время отговорки, мол опять мне станет плохо и все такое. Учится на очке в магистратуре, раз в неделю бывает на парах, с преподавателями договорился. Я устроиться официально не могу, чтобы учебу не пропускать (у нас баллы за посещение)..плюс это теперь не считается уважительной причиной, бесплатной заочки по специальности нет. Сейчас нет денег, я его прошу, оставаться на работе, чтобы хоть что-то заработать. Меня в ту фирму, где он работает не берут пока что. В ответ он мне 25-1000 отговорок, то вуз, то работа, то вдруг мне плохо станет как зимой, когда пластом лежал с давлением. У мамы своей все время денег просит на свои поездки, а с моих трясет на кварплату. Мои родители пока не могут давать денег, т.к. до этого сестрам на соревнования нужны были деньги и у мамы с сестрой проблемы с сердцем нужно лечение и лекарства, брат не разговаривает мама ему на уколы и лекарства отдала около 8тыс (уколы +витамины). Мне кажется,что ему плевать на моих родителей. Да и вообще его мама якобы «договорилась» с моей мамой о том,что будут давать 3 тыс/мес, но мама сказала по-возможности. Папа до этого давал спокойно, пока не начались проблемы. И его мама повзонила с наездом на мою маму мол деньги не даете, мы «типо» договаривались, потом стала говорить мол готовьте 10к(откуда такая сумма я хз). В моей семье работает только папа, мама трудоустроена в ленте, но на работу не зовут. В городе магазин не выполняет половину плана по продажам в городе. В его семье работают в черную, что его мама, что отчим. Мои родители в белую. В его семье 4 человека считая его, в моей 6 вместе со мной.. Сегодня спросила про подработку, но там 600р в день работать с 9-20:00..Хз когда позвонят. Папа на вахте, собрать документы для социальной стипендии тоже не можем..

Просмотр

Знакомства, Любовь, Отношения Я понимаю там молодой Джонни Депп (ну или кто там вам нравится больше всех), красивый, галантный, с бархатным баритоном. Мужчина в постель к которому женщины сами мечтают попасть. Тогда понимаю уверенность в себе. И то такой мужчина не предложит прямо ничего, он разожжет страсть и все само произойдет плавно и естественно. А сколько случаев, когда сидит Васек какой-нибудь и спрашивает: ну что поехали ко мне?))) Он считает себя неотразимым таким? Что любая женщина его видя в первый раз, уже мечтает о продолжении банкета?

Раствор электролита Формула для расчета рН
чистая вода рН = -lg
сильная кислота pH = -lgC(1/z сильной кислоты)
сильное основание pH = 14 – pОH = 14 + lgC(1/z сильного основания)
слабая кислота рН = ½рК а – ½lgС кислоты
слабое основание рН = 14 – ½рК в + ½lgС основания
растворы амфолитов
соль, гидролиз по аниону рН = 7 + ½рК а (сильной кислоты) + ½lgС соли
соль, гидролиз по катиону рН = 7 - ½рК в (сильного основания) - ½lgС соли
соль, гидролиз по смешанному типу рН = 7 - ½рК в (сильного основания) + + ½рК а (сильной кислоты)
буферная система 1 типа рН = рК а + lg(С соли /С кислоты)
буферная система 2 типа рН = 14 – рК в + lg(С основания /С соли) или рН = рК а (ВН +) + lg (С основания /С соли)

Закон разбавления Оствальда: α = √К а / С кислоты;

= 10 - pH ;

В а = n(1/z кислоты) / (V буферного раствора ∙∆рН) =

= (С(1/z кислоты) ∙ V кислоты) / (V буферного раствора ∙ (рН 2 – рН 1));

В в = n(1/z основания) / (V буферного раствора ∙ ∆рН) =

= (С(1/z основания)∙V основания) / (V буферного раствора ∙(рН 2 – рН 1)).

Ситуационные задачи:

1. Вычислите рН 0,01 моль/л растворов серной кислоты, гидроксида калия, фосфорной кислоты, аммиака, гидроксида цинка, гидрокарбоната натрия, сульфата магния, ацетата аммония.

2. Вычислите степень диссоциации и рН уксусной кислоты, если К а (СН 3 СООН) = 1,8·10 -5 , С(х) = 0,18 моль/л.

3. Определите концентрацию ионов водорода в плазме крови, если рН = 7,4.

4. Определите рН буферного раствора, который получен смешиванием 0,1 моль/л раствора NH 4 Cl и 0,1 моль/л раствора NH 4 OH в соотношении: а) 1:1; б) 1:4; в) 4:1. K В (NH 4 OH) = 1,79·10 -5 .

5. Вычислите соотношение С соли /С кислоты для буферной системы гидрофосфат натрия/дигидрофосфат натрия, если рН = 7,4.

6. Рассчитайте объем 0,2 моль/л раствора гидроксида натрия, который нужно прибавить к 50 мл 0,2 моль/л раствору дигидрофосфата натрия, чтобы получить буферный раствор с рН = 7,4.

7. Вычислите массу ацетата натрия, которую следует добавить к раствору уксусной кислоты С(СН 3 СООН) = 0,316 моль/л и объемом 2 л, чтобы получить буферный раствор с рН = 4,87.

8. Сколько молей эквивалента аскорбиновой кислоты необходимо ввести больному для нормализации кислотно-основного состояния, если рН его крови – 7,5 (норма – 7,4) общее количество крови 5 л, емкость по кислоте 0,05 моль/л?

Лабораторная работа №4. «Методы определения рН среды, свойства буферных растворов».


Тема № 5.

Комплексообразование. Свойства комплексных соединений. Гетерогенное равновесие. Окислительно-восстановительное равновесие.

Значение темы:

Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК–1; ОК–5; ОПК-1; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5

Цель занятия: после изучения темыстудент должен

Знать:

ü правила техники безопасности и работы в физических, химических , биологических лабораториях с реактивами, приборами , животными;

ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном , клеточном, тканевом, органном уровнях;

ü физико-химические методы анализа в медицине (потенциометрический );

ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные ) в процессах жизнедеятельности;

ü основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния.

Уметь:

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

ü пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

ü производить расчеты по результатам эксперимента.

Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.

Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.

Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты.

План проведения занятия:

Вопросы для изучения темы:

1. Комплексные соединения. Координационная теория Вернера. Строение комплексных соединений.

2. Классификация и номенклатура. Получение комплексных соединений.

3. Внутрикомплексные соединения и их роль в биологических процессах. Полидентатные лиганды. Строение активного центра биологических комплексов: хлорофилла, гемоглобина, цианкобаламина, каталазы. Токсичность солей тяжелых металлов, взаимодействие их с комплексами биогенных металлов.

4. Антидоты: Унитиол (2,3-димеркаптопропансульфонат натрия), Трилон А (этилендиаминтетраацетат), Трилон Б (этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевая соль), Британский антилюизит (БАЛ) (2,3-димеркаптопропанол), Тетацин (этилендиаминтетрауксусной кислоты кальциевая соль), Пеницилламин (2-амино-3-меркапто-3-метилбутановая кислота), Ацизол (Цинка бисвинилимидазола диацетат).

5. Устойчивость комплексных соединений в растворах. Первичная и вторичная диссоциация комплексных соединений. Константа устойчивости и константа нестойкости комплексного иона и их взаимосвязь с устойчивостью комплекса.

6. Комплексонометрическое титрование. Определение жесткости воды комплексонометрическим методом. Динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (ЭДТА) – Трилон Б. Металлиндикаторы – кислотный хромовый черный (эриохром черный Т).

7. Гетерогенные равновесия и процессы. Константа растворимости. Условия образования и растворения осадков. Реакции, лежащие в основе образования неорганического вещества костной ткани гидроксидфосфата кальция. Явление изоморфизма: замещение в гидроксидфосфате кальция гидроксид ионов на ионы фтора, ионов кальция на ионы стронция. Остеотропность металлов.

8. Механизм функционирования кальциевого буфера.

9. Реакции, лежащие в основе образования конкрементов: уратов, оксалатов, карбонатов. Применение хлорида кальция и сульфата магния в качестве антидотов.

10. Классификация и сущность методов осадительного титрования. Аргентометрия.

11. Электронная теория окислительно-восстановительных реакций (ОВР) (Л.В. Писаржевский).

12. Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях.

13. Сопряженные пары окислитель-восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность.

14. Типы окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного и ионно-электронного баланса.

15. Механизм возникновения электродного и редокс-потенциалов. Стандартные, реальные, формальные электродные и окислительно-восстановительные потенциалы (редокс-потенциалы). Уравнение Нернста-Петерса. Сравнительная сила окислителей и восстановителей.

16. Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно-восстановительной реакции. Прогнозирование направления протекания ОВ реакций по разности ОВ потенциалов. Влияние лигандного окружения центрального атома на величину редокс-потенциала. Влияние среды и внешних условий на направление окислительно-восстановительных реакций и характер образующихся продуктов.

17. Классификация и сущность методов окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия, йодометрия.

Вопросы для самоконтроля знаний:

Дополните фразы:

1. Комплексные соединения – это ……..

2. Комплексные соединения состоят из …… и …….., образующих внутреннюю сферу, и внешней сферы.

3. С позиций теории валентных связей химическая связь между комплексообразователем и лигандом осуществляется ………….

4. Комплексообразователи – атомы или ионы, …… электронных пар.

5. Роль комплексообразователя чаще выполняют …….. и …..…. элементы.

6. Лиганды – это молекулы и ионы – ………электронных пар.

7. Формулы лигандов, имеющих названия: аква – …..; аммин – …..; гидроксо – …..; циано – …….; тиосульфато – …….; нитро – ..….; хлоро – …...; тиоцианато – ..…..

8. Заряд внутренней сферы определяется как алгебраическая сумма ……….

9. Внешняя сфера комплексного соединения – это …… противоположного знака, нейтрализующие …….. комплексного иона и связанные с ним ………. связью.

10. Катионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет ….…. заряд.

11. Анионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет ….… заряд.

12. Математическое выражение К н ( 3+) имеет вид: …………

13. Чем меньше константа нестойкости, тем комплекс ……. устойчив.

14. Дентатность – число связей, …………

15. Комплексообразователем в хлорофилле является ион ….…, в молекуле цианокобаламина – ион ….…., в гемоглобине – ион ….., в цитохромах – ион …..…, в каталазе – ион ….....

16. Лигандом в гемоглобине является ………...

17. Основные физиологические формы гемоглобина: ……..

18. Биологическая роль гемоглобина – транспорт ………

19. Хелатотерапия – ………. организма при помощи …….. на основе образования устойчивых ……….. соединений с ……………. – токсикантов.

20. Осадок образуется, если в растворе произведение концентраций ионов в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам …….. константы растворимости.

21. В ненасыщенном растворе K s …. П с.

22. Необходимое условие растворения осадка: K s …. П с.

23. Чем меньше константа растворимости труднорастворимого электролита, тем ……. его растворимость.

24. Если K s (PbSO 4) = 1,6∙10 -8 ; K s (SrSO 4) = 3,2∙10 -7 ; K s (CaSO 4) = 1,3∙10 -4 , то растворимость меньше у …….

25. Если K s (ВаSO 4) = 1,1∙10 -10 ; K s (SrSO 4) = 3,2∙10 -7 ; K s (CaSO 4) = 1,3∙10 -4 , то растворимость больше у ……

26. В насыщенный раствор карбоната серебра внесли кристаллы карбоната кальция. Растворимость Ag 2 CO 3 при этом …….

27. Растворимость электролитов в последовательности: CaHPO 4 → Ca 4 H(PO 4) 3 → Ca 5 (PO 4) 3 OH постепенно понижается, поэтому более устойчивой формой фосфата кальция в организме является ………

28. В состав зубной эмали входит Ca 5 (PO 4) 3 F. Использование фторсодержащих зубных паст приводит к …….. П с, К s ………….

29. К разрушению зубной ткани, в состав которой входит Ca 5 (PO 4) 3 OH, будут приводить: ……. рН слюны, ……… концентрации Ca 2+ в слюне.

30. Окислитель (Ox) – частица, ……………...

31. Восстановитель (Red) – частица, ………….

32. Восстановление – процесс, в ходе которого окислитель ……….. и переходит в сопряжённую ……… форму.

33. Окисление – процесс, в ходе которого восстановитель ………. и переходит в сопряжённую ……. форму.

34. Степень окисления – ………………...

35. Заполните таблицу.

Задачи к разделу Ионное произведение воды:

Задача 1. Что называется ионным произведением воды? Чему оно равно? Дайте вывод выражения ионного произведения воды. Как влияет температура на ионное произведение воды?

Решение.

Вода является слабым электролитом, ее молекулы в незначительной степени распадаются на ионы:

H 2 O ↔ H + + OH —

Константа равновесия реакции диссоциации воды имеет следующий вид:

K = ·/

при 22° K = 1,8 × 10 -16 .

Пренебрегая концентрацией диссоциированных молекул воды и принимая массу 1 л воды за 1000 г получаем:

1000/18 = 55,56 г

K = ·/55,56 = 1,8 × 10 -16

· = 1,8 × 10 -16 · 55,56 = 1·10 -14

Определяет кислотность раствора, – определяет щелочность раствора.

В чистой воде = = 1 × 10 -7 .

Произведение и называется

K Н 2 О = · = 1·10 -14

Ионное произведение воды увеличивается с ростом температуры, так как при этом диссоциация воды также увеличивается.

Кислотность раствора обычно выражают через :

Lg = pOH

pH < 7 в кислой среде

pH > 7 в щелочной среде

pH = 7 в нейтральной среде.

Кислотность среды можно определить с помощью .

Задача 2. Сколько граммов гидроксида натрия находится в состоянии полной диссоциации в 100 мл раствора, рН которого равен 13?

Решение .

pH = -lg

10 -13 М

Решение.

Для определения pH раствора необходимо перевести в :

Предположим, что плотность раствора равна 1, тогда V(раствора) = 1000 мл, m(раствора) = 1000 г.

Найдем сколько грамм гидроксида аммония содержится в 1000 г. раствора:

В 100 г раствора содержится 2 г NH 4 OH

В 1000 г — х г NH 4 OH

M (NH 4 OH) = 14+1·4+16+1 = 35 г/моль

1 моль раствора содержит 35 г NH 4 OH

у моль — 20 г NH 4 OH

Для слабых оснований , которым является NH 4 OH, справедливо соотношение

= K Н 2 О /(К д. осн · С осн) 1/2

По справочным данным, находим К д (NH 4 OH) = 1,77·10 -5 , тогда

10 -14 /(1,77·10 -5 ·0,57) 1/2 = 3,12·10 -12

pH = -lg = — lg 3,12·10 -12 = 11,5

Решение.

pH = -lg

10 — pH

10 -12,5 = 3,16·10 -13 М

pOH = 14 –12,5 = 1,5

pOH = -lg

10 — pOH

10 -1,5 = 3,16·10 -2 М

Задача 5. Найдите водородный показатель концентрированного раствора сильного электролита – 0,205 М HCl .

Решение. При значительной концентрации сильного электролита, его активная концентрация отличается от истинной. Следует ввести поправку на активность электролита. Определим ионную силу раствора:

I = 1/2ΣC i z i 2 , где

C i и z i – соответственно концентрации и заряды отдельных ионов

I = ½(0,205·1 2 + 0,205·1 2) = 0,205

f H + = 0,83, тогда

a H + = · f H + = 0,205·0,83 = 0,17

pH = -lg[a H+ ] = -lg 0,17 = 0,77

Категории ,


Copyright © 2024 Женские секреты.