Точный анализ характера по почерку и подписи. Графология, читаем по почерку. Размашистость при написании букв

Почерк - основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь - совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк - характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка - это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык - система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего - строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности - восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16-17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость - идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

Естественные - возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

Искусственные - маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация - это подражание почерку другого лица;

Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

Вариационность - устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка - это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость - это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение - это отрасль криминалистики , изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма - секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки - люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим .

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон , который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета .

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского . Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение , измерение , описание , сравнение , эксперимент , моделирование и др.
  • Частнонаучные методы - методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы - графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм - ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Классификация объектов исследования почерка

По составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

По объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

По условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений :
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты :
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
В центре В левом углу В правом углу
  • подписи :
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля - отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги - вертикальные, также могут быть горизонтальные - сверху, снизу.

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.

Форма линии полей - линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля - соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой - более двойной высоты строчной буквы; средний - равен двойной высоте буквы; малый - равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой - более ширины двух букв; средний - равен ширине одной-двух букв; малый - менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой - больше двухэлементной буквы; средний - равен ширине буквы; малый - меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка - это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк - это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные - почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • - почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

  • - почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк - этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме - признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них - привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма - непривычный. Он может быть - замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений - это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный

Размер почерка

Размер почерка - протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой - более 4 мм; средний - от 2 до 4 мм; малый - до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка - это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим - размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним - размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым - когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков - соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую - интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная - непрерывно выполняются все буквы в словах; большая- когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая - непрерывно выполнены 4-5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать - все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима - признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима - наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений - различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка - это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

НАТАЛЬЯ ЕРОФЕЕВСКАЯ

Графологи уверяют, что почерк помогает определить отличительные черты характера . Чтобы понять характер, нужно знание признаков написания букв. Замечено, что у людей почерк, как и характер, отличается.

Что такое графология и кто такие графологи

Графология – это наука, изучающая почерк, как пример – графологический анализ характера человека по его почерку. Графологи , как следует из определения, – люди, способные на выполнение такого анализа. Хотя до середины прошлого столетия методы этой науки рассматривали в виде тех, что помогают исследовать характеры людей в психологии, в наше время данное учение о неразрывной связи между характером и почерком считается псевдонаучным, его относят к протонаучному мышлению. В медицине данный термин встречается в виде возможности изучения почерка как вспомогательного элемента для слежения за заболеваниями мозга и ЦНС.

Современные ученые скептически настроены по отношению к графологии, невзирая на прошлые заслуги науки.

Научное сообщество ставит под сомнение достоверность графологии. Немалым числом исследователей графология признана лженаукой . Британским обществом психологов графология поставлена в один ряд с астрологией. Невзирая на то, что изначально наука об изучении почерка и анализе характера находила поддержку в научных кругах, а также то, что отдельные исследования поддерживают достоверность подобной теории, большая часть ученых уверена, что графология не имеет никакой предсказательной способности.

Но все же осталось немало тех, кто верит в способность графологии определять основные черты характера. Конечно, 100% вероятности и точности в суждениях никто не гарантирует, но примерная характеристика человека по почерку обозначится.

Зачем нужен психологический анализ личности по почерку?

Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы , но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а еще лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.

Зачем нужен анализ? Нередко кадровым работникам требуется выявить главные качества личности, признаки характера и состояние психики соискателя. Это даст возможность более точно определить его соответствие работе. Кроме того, знание графологии поможет личности определиться в выборе или при смене сферы деятельности. Помните, что каждый признак не стоит рассматривать в качестве абсолютной догмы. Его нужно сравнивать с остальными особенностями.

Анализ почерка позволит найти главные черты характера. Иногда это важно при приеме на работу.

Интересное открытие было сделано западными учеными. Выяснилось, что люди, которые лишились рук, ногами и ртом пытаются выводить такие же буквы, как писали ранее. Получается, что мы пишем так, как велит нам мозг , а руки только выполняют приказы.

По этой причине почерк – зеркало человека . Данный факт также доказан биологом Прейером. Он провел эксперимент с использованием гипноза. Человеку внушалось, что он злой или хвастливый, одновременно с этим ему диктовали текст. В итоге почерк получался другой, с характерными особенностями.

От чего зависит почерк?

Многих интересует вопрос, от чего зависит наш почерк? Если верить наблюдениям ученых, наш почерк находится в зависимости не только от возраста, но и от профессии, положения. Тем более у каждого из нас есть несколько почерков. Один – для личных заметок, другой – для важных заявлений, третий – для поздравлений и писем друзьям.

Но для графологов все они одинаковы, даже разбор кривого почерка (например, в результате болезни или стресса) не представляет сложностей. Во всех почерках одной личности изменен только размер букв и качество, внутреннее строение не изменяется. Казалось бы, в чем зависимость характера и эти каракуль? Учеными разработана система признаков , разъясняющая особенности почерка человека и его характер.

Некоторые из них видны сразу, другие – если присмотреться, а вот третьи – никак не связаны с опытом. Темных пятен в этой науке, или как уверены ученые, лженауке немало, но это не мешает людям использовать графологию на практике.

Определение характера по почерку человека с примерами

Итак, рассмотрим признаки для графологического анализа и выясним, о чем говорит почерк человека на примерах:

Наклон

20-30 градусов в правую сторону . Это самый популярный наклон. Подобных людей можно назвать открытыми, но нельзя говорить, что они импульсивны. Человеку характерно умение держать эмоции в напряженных, чрезвычайных ситуациях.
Если же наклон сильнее, 50-60 градусов в правую сторону – показатель стремления к общению и любвеобильности. Эти люди, вероятнее всего, будут стараться показать свои чувства. Личность с подобным почерком восприимчива ко всему новому. Одновременно с этим у обладателей такого наклона развито собственнические инстинкты.
Маленький наклон влево говорит о преобладании разума над эмоциями. Такие люди скрытны, рациональны.
Большой наклон влево чаще встречается у левшей. Здесь отмечается большой контроль эмоций, скрытность, сочетаемая с чувственностью.
Если наклон отсутствует – баланс эмоций и рациональности.

Нажим

В наше время, когда возникло много разновидностей ручек, иногда сложно определить нажим. Но если разобрать можно, то это поможет во многом.

Сильный нажим – свидетельство настойчивости, энергичности, способности работать. Это общительные личности, любящие свою работу и людей.
Если нажим поверхностный и легкий , то такие личности отличаются чувствительностью, тонкостью натуры. Это чаще интроверты, чей самоконтроль помогает справляться с важными задачами.
Если сила нажима средняя , то подобная личность более предсказуема, ей нравится познавать внешний мир.

Сочетание нажима и других характеристик

Ровные буквы и легкий нажим – рациональность мыслей, высокая моральность, дисциплина. Крупные круглые буквы и легкий нажим – слабоволие, неконфликтность, альтруизм. Сильный нажим на прописных буквах – энергичность, лидерские и творческие способности.

Расстановка строк

Если строки до конца листа остаются горизонтальными – уравновешенность во всем. Такие люди тщательно продумывают все действия.
Если почерк уходит вверх – оптимистичная натура. В карьере – целеустремленность.
Строки идут вниз – скептик, реально оценивает события.
Неровная строка – переменчивость настроения, плохая адаптивность.

Округлость букв

Расшифровка круглых букв в почерке человека говорит о готовности личности к сотрудничеству. Такой человек не отличается настойчивостью, он открыт для других. Но хуже выполняет дела, требующие стойкости.

Помните, что все эти качества необходимо анализировать в комплексе. По отдельности нельзя составить даже приблизительный портрет. Все должно перепроверяться в сравнении с остальными особенностями.

Пространство между строками и словами

Нередко плотность расположения слов показатель бережливости. Чем дальше расстояние, тем расточительнее человек.

Размер полей

Это показатель, помогающий выявить уровень расточительности. Обширные поля везде – отличный вкус, тяга к искусству. Если они рациональны – показатель благоразумия. Узкие ровные по бокам – склонность к бережливости. Если текст занимает весь лист, а поля очень малы – стремление получить максимум.

Размер букв

Как понять характер человека по маленькому почерку или крупному?

Мелкие буквы свидетельствуют об умении концентрироваться в одном направлении. Это неагрессивные личности. Если еще и заглавные буквы слишком велики – храбрость и гордость. Если они чересчур малы – недостаток мужества. Мелкий почерк с маленькими расстояниями – скрытность натуры, личность, любящая одиночество.
Крупные литеры встречаются у экспансивных натур, несколько агрессивных. Если прописные буквы изящные – умение привлекать людей к себе, романтичность натуры.
Средние буквы встречаются у многих людей, потому их нельзя брать как отдельный показатель для анализа.

Печатные буквы

Что значит печатный почерк? Характер такого письма заключается в написании печатных букв там, где должны быть письменные – значит, человек стремится заменить свои устаревшие взгляды на жизнь современными.

Украшательства

Как почерк с завитушками характеризует человека? Наличие в письме различных украшений (фигурной «крышечки» у буквы «й», завитушек, виньеток и т. д.) указывает на желание человека обратить на себя внимание и поверхностность его мышления.

Петли

Если нет нижних петель , то человек отличается независимостью мышления, предпочитает поиск простых объяснений. Они изобретательны, умеют приспосабливаться.
Петли внизу узкие – показатель осторожности, духовности, любви к семье. Широкие протяженные нижние петли – стремление удовлетворять материальные потребности. Слишком большие петли снизу – личность не любит оказываться к чему-то привязанной.
Слишком мелкие петли вверху и внизу – нерешительность ступить на путь независимости.

Разрывы в словах

Если разрывы расположены в каждом слове, то личность склонна верить интуиции. Такой признак соотносят с другим. Если в словах нет отрывов – признак логики.

Размеры букв

Если слова начинаются с больших букв, а затем уменьшаются – человек занимает положение, где очень важно строгое соблюдение секретности. Слова начинаются с маленьких букв, а затем увеличиваются – человек не умеет хранить тайны.

Графология и подпись

Особенное место в этой науке отведено анализу подписи . Мы долго придумываем и моделируем автограф. По этой причине считается, что в написании текста определяется личность человека, каким он является, а по подписи – каким он желает быть. Это ключ к прогнозу перемен в личности и характере, в судьбе.

Подпись мы выбираем себе сами, в ней содержится важная информация о наших целях и стремлениях.

Подписи, как и рукописный текст, исследуются по параметрам, к которым относятся протяженность и острота букв, интересные знаки и слитность литер, расстояние между ними и сила надавливания, точки, крючки и т. д. Рассмотрим некоторые характеристики:

направление . Здесь взгляните, куда смотрит кончик подписи. Если вверх – оптимистичность натуры, энергичность, стремление к целям. Прямой – баланс в личности. Вниз – пессимистические настроения;
длина . Длинные подписи говорят об обстоятельности, неторопливости, настойчивости. Короткие – человек постоянно спешит, относится к делам несерьезно;
размер букв . Если первая буква заметно отличается от остальных, то личность капризна, чересчур требовательна к другим. При небольшом отличии с другими буквами – скромность. Мелкие размеры букв – рациональность, экономность, концентрация. Большие буквы – мечтательная натура, доверчивая, непрактичная;
разрывы и связь . Если все буквы соединяются – свидетельств логичности и последовательности, консервативности взглядов. Если замечено маленькое число разрывов – адаптивность и гибкость мышления. Большое число разрывов – мечтательность;

украшения . Если личность любит хвастаться и приукрашивать себя, то это сразу заметно в подписи, ведь она тоже украшена: лентами, завитками и т. п. Число завитков показывает уровень неискренности личности, скрытности. Но украшения встречаются у творческих личностей: актеров, музыкантов. Тогда свидетельство богатства воображения. У математиков подписи чаще «голые». Буквы как будто теряют некоторые части;
расстояние между буквами . Этот признак определяет уровень щедрости: при большом расстоянии – высокий уровень. Если буквы почти друг на друге – скупость и экономность;
хвостики, подчеркивания . Если подпись подчеркнута снизу, то человеку свойственно самолюбие, обидчивость, ему интересно мнение других. Если линия сверху – гордость, тщеславие, стремление к новому. А вот длина хоста в конце подписи говорит о реакции людей на вмешательство в их дела. Чем длиннее хвостик, тем меньше человек терпит замечания и указы. Если подпись перечеркнута – свидетельство недовольства собой, самокритики, колебаний;
точка . Это позитивный признак. Если в подписи имеется точка – это свидетельство дисциплинированности, стремления заканчивать начатое. Если она стоит в конце – человек заканчивает начатое при любых обстоятельствах. В начале подписи – стремление получать полные данные перед началом работы;
повторение элементов . Одинаковые знаки говорят о навязчивости в действиях и мыслях, об устоявшихся привычках. Наряду с этим, данный признак – показатель упорства, способности легко справляться с монотонной работой.

Заключение

В данной статье рассмотрены наиболее важные критерии, так называемые ключевые точки по работе с почерком и анализу его элементов, способных пролить свет на личностные характеристики своего владельца. Но есть еще немало нюансов, которые помогают определить характер по подписи. При желании возможно овладеть такими навыками самостоятельно, но для этого придется проанализировать немало рукописных текстов близко знакомых людей, характер которых известен в той или иной степени.

19 января 2014, 18:45

Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.

Графология

Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.

На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.

Общая организованность почерка

При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:

  1. Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам.
  2. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности.
  3. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы.
  4. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.

Размер

Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.

Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм.

  1. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию.
  2. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно.
  3. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.

Линии и строки

Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:

  1. Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
  2. Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
  3. Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
  4. Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.

Интервалы

Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.

Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.

Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:

  1. Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
  2. Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
  3. Узкие промежутки характеризуют подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
  4. Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.

Нажим

Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:

  1. Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях.
  2. Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.

Наклон букв

Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.

Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос - "О чем говорит плохой почерк человека?" На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:

  1. Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства.
  2. Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает.
  3. Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность.
  4. Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим.

Как подбираются сотрудники

В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза - она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).

На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.

Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.

Директор

Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.

Топ-менеджер

Личность менеджера - коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.

Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер - средний, а также каждая буква должна быть округлена.

Руководитель по связям с общественностью

Хладнокровный и смелый подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.

Финансист

Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами - допустимо большим.

Инженер

Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.

Хозяйственный работник

Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.

Короткий тест

Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):

  1. Записать в быстром, а затем в медленном темпе предложение из 4-5 слов.
  2. Нарисовать любое животное.
  3. Изобразить геометрическую фигуру.
  4. Направить стрелку в любую сторону.

Быстро реагирует на смену обстановки человек, почерк которого не отличается от его обычного в первом упражнении. животного - эмоций автора. Присутствие углов в геометрической фигуре говорит о неудачах, а округлости - о развитой силе воли. Прямая стрелка показывает наличие правильных целей, а извилистая - указывает на то, что человек больше любит говорить, чем что-либо делать.

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

23 января отмечается всемирный День ручного письма. Пообщавшись с графологами и сделав небольшое собственное исследование, корреспондент сайт Маргарита Маслова выяснила, что можно сказать о человеке по его почерку, чем графология отличается от почерковедения и почему ручное письмо полезно для эмоционального здоровья.

Как формируется почерк

По словам экспертов, почерк формируется с раннего детства: в начальных классах ребенок обучается навыкам письма, к 13-14 годам почерк приобретает индивидуальные особенности и уже к 18-20-летнему возрасту складывается окончательно.

Мнение эксперта

Начальная школа влияет на почерк только в плане отработки навыка письма – этот навык в нас развивают и закрепляют, однако со временем ребенок доводит его до автоматизма и уже не сильно следит за тем, чтобы буквы были очерчены так, как этому учили в прописях.

Обычно с этого момента учителя начинают говорить, что почерк "испортился". На самом деле он просто перестал быть шаблонным и начал отражать индивидуальные черты характера. На почерк влияет сама натура человека. При этом личностные особенности отражаются в почерке только после того, как этот навык достиг автоматизма.

Лариса Дрыгваль

Как рассказал сайт эксперт-криминалист, графолог Сергей Сергеев, с 18-20 лет у человека формируется так называемый динамический стереотип почерка. Если анализировать рукописи, сделанные до этого периода, в данных будет характерна незрелость, поскольку до этого времени почерк еще окончательно не сформировался. По словам эксперта, научиться писать – можно, а вот разучиться – нельзя, даже вопреки диктатуре компьютерной эры.

В 90-е годы ученые провели эксперимент: опыты были связаны с изменением личностных характеристик и почерка под влиянием гипноза. Путем внушения испытуемых возвращали в тот возраст, когда человек только учился писать – почерк моментально становился детским и неуверенным. Аналогичный процесс происходил, когда человека вводили в состояние более зрелого возраста – тогда почерк приобретал индивидуальные особенности, становился более уверенным и беглым.

Сверху – почерк в 27 лет в нормальном состоянии, снизу – почерк того же человека под гипнозом (осознание себя в 10-летнем возрасте).

Что можно сказать по почерку

Каждый пишет, чем он дышит – именно так утверждают графологи. Почерк – это проекция внутреннего мира, темперамента и характера человека, его отношения к внешней среде и окружающим людям. Это зеркало нашей личности, отражающее этапы ее развития. Как отметил графолог Сергей Сергеев, почерк может дать полноценную психологическую характеристику и сказать многое об интеллекте, мотивации, типе мышления, самоощущении и самооценке. Также можно выявить наличие страхов, комплексов или психических расстройств.

Мнение эксперта: почерк в динамике

Почерк – это динамический процесс, непосредственно связанный с нервной системой и мозгом. Рука – это инструмент, с помощью которого мы отражаем свои мысли. Каждый из нас состоит из противоречий: наши психическая, нервная и творческая составляющие постоянно меняются.

Здесь многое зависит от настроения, возраста и состояния здоровья человека, внешней обстановки и условий, в которых был написан тот или иной текст. При грамотном анализе необходимо учитывать все эти факторы, именно поэтому специалисту желательно предоставлять несколько образцов почерка, сделанных в различные промежутки времени.

Обычно люди пишут текст в произвольном режиме и отдают его на анализ вместе с другими образцами – например, с черновиками, написанными несколько лет назад.

Сергей Сергеев

Руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг Лариса Дрыгваль отметила, ключевое преимущество графологического перед другими видами анализа заключается в следующем: графология позволяет дать комплексную оценку личности в максимально короткие сроки. Человеку не нужно тратить время на многократное посещение психоаналитика, отвечать на вопросы и заполнять анкеты – достаточно просто принести на экспертизу два-три листа формата А4, исписанных от руки. Это достаточно простой метод познания себя.

Чего по почерку определить нельзя

Почерк может сказать о многом, но далеко не обо всем. Три основные вещи, которые почерк вряд ли отразит:

  • Пол. Определить, написан ли текст мужчиной или женщиной – нельзя. Однако в графологии существуют такие понятия, как гендерные мужской и женский типы почерка. Как отметил графолог Сергей Сергеев, женскому типу характерны округлость и дугообразность, мужскому – угловатость и аркаидность (форма перевернутой чаши) . При этом как женщинам, так и мужчинам может быть свойственен противоположный их полу почерк. Это может говорить о преобладании в характере женщины мужского начала (прямолинейность, напористость, рационалистичность), а у мужчины – женского (эмоциональность, коммуникабельность, интуитивность).

  • Профессия. По почерку нельзя определить, кем конкретно работает человек, но можно выявить личностные качества, свойственные той или иной сфере деятельности. Например, открытость и общительность свойственны людям гуманитарных профессий, сдержанность и аналитический склад ума – людям технических специальностей. При этом и те, и другие качества могут быть успешно задействованными в обоих вариантах. Как правило, творческим людям свойственна беглость письма, а предприимчивым – преобладание острых форм. Однако здесь очень важно учитывать и другие характеристики почерка, иначе анализ будет поверхностным.

  • Поступки. Графологический анализ может лишь определить свойства и склонности человека к каким либо поступкам, но не сами действия. Почерк может говорить о склонности к агрессии, но никак не о способности убить или ограбить; о чувственности – но не о способности поцеловать первого встречного.

Мнение эксперта: почему ручное письмо полезно

Ручное письмо полностью активизирует разные отделы головного мозга: во время написания текста от руки происходит хорошее согласование левого и правого полушарий. В отличие от других способов передачи информации, именно ручное письмо способно развивать личность. Почему этому навыку очень важно обучить ребенка именно в детстве? Потому что почерк – это развитие, важное на раннем этапе формирования личности.

Человек также может продолжить саморазвитие через почерк уже будучи взрослым. Когда мы пишем на бумаге, мы проживаем написанное не только аналитически, но и эмоционально. Когда мы печатаем, такого синергетического эффекта не наступает. Печатный текст способен быстро выветриваться из памяти, рукописи же становятся частью нас самих и остаются с нами надолго.

Поэтому творческие личности очень часто записывают какие-то вещи от руки, так им проще поймать вдохновение. Набивание текста на компьютере огрубляет наше эмоциональное состояние.

Лариса Дрыгваль

руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук

Зачем нужна графология

Сегодня графология активно применяется в судебной и психотерапевтической практиках. Криминалисты помогают установить личность человека, другие эксперты – лучше познать себя или определиться с выбором профессии. В этом контексте важно понимать разницу между графологией, направленной на анализ личностных характеристик сквозь призму почерка, и почерковедением, нацеленном на экспертизу непосредственно навыков письма без каких-либо выводов о психологическом портрете.

Мнение эксперта: Графология и почерковедение

В КРИМИНАЛИСТИКЕ:

В криминалистике больше задействуют почерковедение, нежели графологию. Почерковедение отождествляет почерки: на основе сравнительного анализа оно помогает сделать вывод, было ли написанное выполнено одним и тем же лицом, или нет.

Почерковедение применяют, чтобы установить личность. Графология же позволяет определить психологический портрет – в криминалистике она может давать второстепенные значения для обнаружения лица, которое разыскивается.

ПОЧЕРК И ПОДПИСЬ:

В почерковедении почерк и подпись считаются двумя самостоятельными объектами, информативными в равной степени. В графологии они информативны только, если рассматривать их совместно. Подпись – это визитная карточка, говорящая о том, каким человек хочет казаться.

Подпись – это образ, который может не соответствовать реальному психическому содержанию. Более того, у человека может быть несколько подписей. С графологической точки зрения, почерк дает более подробную информацию, чем подпись.

Сергей Сергеев

эксперт-криминалист, графолог, почерковед

Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, графология является лишь методом психодиагностики через почерк, поэтому в идеале хороший графолог должен быть профессиональным психологом, прошедшим в специализированных институтах курсы профессиональной переподготовки, на которые должно уходить не менее полутора лет.

По ее словам, главная черта графолога – стремление к познанию. Специалист должен быть максимально беспристрастным. К клиенту у него не должно быть никаких симпатий или привязанности. У каждого человека есть свои плюсы и минусы и задача графолога – понять, в каком балансе находятся эти характеристики, чтобы не преувеличить одни и не нивелировать другие.

Мнение эксперта: кто и зачем приходит к графологу

Чаще всего люди приходят к графологу, чтобы разобраться в себе – в своем внутреннем мире, в своих состояниях. Люди пытаются познать себя и улучшить свою жизнь в качественную сторону. Графологический анализ может помочь понять причины проблем с работой или личными отношениями.

Люди также часто обращаются к графологу за помощью в профессиональной ориентации. Часто по такому поводу приходят родители детей, поступающих в вузы, чтобы выбор института был связан с задатками ребенка и не был принудительным.

С похожим запросом в графологические центры обращаются клиенты старше 30 лет, которые уже успели отучиться, поработать по специальности и понять, что это не их профессия – консультации графолога помогают им лучше понять себя и найти то, что действительно отвечало бы их способностям и желаниям.

Лариса Дрыгваль

руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук

Трактуем почерк правильно: лайфхаки от графологов

Чтобы графологический анализ был полноценным, эксперты рекомендуют придерживаться следующих условий при написании текста :

  • Рукопись должна быть выполнена на чистом не разлинованном листе формата А4;
  • Писать обязательно синей шариковой ручкой на ровной поверхности, под бумагу нужно подложить еще как минимум три листа – это даст возможность учитывать такую характеристику, как нажим;
  • Текст должен быть произвольным: при переписывании готовых фраз или цитировании человек будет больше контролировать себя. Для графологического анализа важна свобода написания, более четко отражающая внутренние и бессознательные процессы;
  • Для полноценного анализа пары фраз недостаточно. В идеале должно быть исписано как минимум два-три листа А4;
  • Желательно, чтобы у специалиста были образцы почерка за разные периоды времени. Это позволит учитывать динамику развития личности и отделять перманентные факторы (настроение, плохое самочувствие) от неизменных личностных характеристик.

Автограф человека с психическим расстройством.

Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова "Почерк и личность"

После того, как был получен правильно выполненный образец, можно приступать непосредственно к интерпретации написанного. Условно можно выделить несколько базовых характеристик почерка , которые нужно учитывать при его анализе:

  • Форма/высота/ширина: могут сказать об отношениях личности с внутренним и внешним мирами;
  • Нажим: показывает степень энергичности человека;
  • Движение, беглость письма: говорит о скорости психических процессов;
  • Непрерывность: свидетельствует о последовательности действий;
  • Наклон: говорит о движении эмоций;
  • Однородность: постоянство/непостоянство личностных качеств;
  • Штрихообразования: помогут при составлении психологического портрета;
  • Использование пространства на бумаге: тяготение к прошлому/будущему, сознательному/бессознательному;
  • Формы строк: могут многое сказать о темпераменте человека.
В качестве примеров графолог Сергей Сергеев привел округлый почерк (дуговые элементы форм – открытость, жизнерадостность, эмоции, чувства), крупный (экстравертность, основательность, уверенность в себе), мелкий (интровертность, усталость), быструю скорость письма, говорящую о гибкости человека, и медленную скорость, которая может свидетельствовать об упрямом характере.

Почерк Александра Пушкина.

Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова "Почерк и личность"

Интересным примером будет естественный каллиграфический почерк взрослого человека, который пишет так постоянно (важно: моменты, когда люди специально стараются писать красиво, например, делая открытки или заполняя документы, не считаются). По словам графологов, регулярное стремление к стилизованности может говорить об излишней концентрации на форме, а не на содержании. Как отметил Сергеев, если человек пишет стилизованно все время – он может быть скрытным и постоянно держать себя в рамках, стараясь демонстрировать окружению, что у него все в жизни идеально.

При подготовке данной публикации использовалась книга Дмитрия Зуева-Инсарова "Почерк и личность".

Маргарита Маслова



Copyright © 2024 Женские секреты.